Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Dominator класса стандарт – золотая середина

Мы рассказывали о результатах испытаний аккумулятора торговой марки Forse. Сегодня мы тестируем аккумуляторную батарею Dominator класса стандарт, произведенную курским аккумуляторным заводом.
Полная версия

Батареи этого класса отличаются улучшенными токовыми характеристиками и предназначены для автомобилей с повышенным энергопотреблением. Например, с установленным дополнительным электрооборудованием. Тесты проводились на профессиональном оборудовании в испытательной лаборатории Курского аккумуляторного завода. АКБ Dominator были проверены на реальную емкость и величину тока холодной прокрутки (пускового тока) при -18 ºC и -30 ºC.

В ходе испытаний батарей, мы также проверили работу популярного портативного тестера Midtronics EXP1000.

Реальная емкость

Методика проверки номинальной емкости регламентируется ГОСТ Р 53165 – 2020. Новую и полностью заряженную аккумуляторную батарею погружаются в термостатическую водяную ванну при температуре 25±2°C.  АКБ емкостью 60 А·ч разряжают постоянным током 3 Ампера до напряжения 10,5 В, контролируя время разряда. Норматив – 20 часов. Если продолжительность разряда составила менее 20 часов, это означает что фактическая емкость аккумулятора ниже заявленной. Если батарея выдержала более 20 часов (как было у АКБ марки Forse), значит фактическая емкость выше заявленной.

 

Проверку фактической емкости Dominator выдержал без проблем – время разряда составило немногим более 20 часов, то есть фактическая емкость батареи чуть выше указанных на этикетке  60 А·ч.

 

Определяем фактический ток при температуре -18°C

После определения фактической емкости тестовые батареи были вновь полностью заряжены, выдержаны в климатической камере в течение суток при температуре -18 ±1°C и отправлены на испытания током холодной прокрутки.

 

Тест АКБ Dominator проводился по методике ГОСТ Р 53165 – 2020. Напомним, что батарея Forse испытывалась по европейскому стандарту EN50342-1.  Отличия этих методов в том, что по ГОСТу контролируется напряжение в течение 30 секунд разряда током холодной прокрутки. После паузы снижают ток и контролируют общее время разряда до 6 В. Вторая стадия необязательна, она используется для сравнительных тестов и исследовательских целей. По европейской методике контролируют напряжение через 10 сек разряда, делают паузу, снижают ток и определяют время разряда до 6 Вольт.


Испытание током холодной прокрутки 600 А при -18°C батарея марки Dominator завершила успешно. Через 10 сек разряда было зафиксировано напряжение - 7,7 В, через 30 сек - 7,3 В.

 


После десятисекундной паузы разряд был продолжен током 384 А до конечного напряжения 6,0 В. Продолжительность разряда составила 92 сек, что на 2 сек выше требуемого значения.  Общее время разряда до 6 В составило 122 сек.

 

 Определяем ток при минус 30оС

Определение тока холодной прокрутки при -30°C не обязательно, и такие испытания проводят только для батарей, предназначенных для эксплуатации в холодных климатических условиях.

Методика испытаний схожа с описанной выше, но температура в климатической камере должна быть минус 29 ± 1°C, а величина тока, которым разряжается аккумулятор, устанавливается изготовителем батареи. Была задана сила тока разряда 400 А. Напряжение через 10 сек составило 7,9 В, а через 30 сек - 7,5 В. Общее время разряда до 6 В - 92 сек.

Что показал портативный тестер?

Можно ли проверить «холодные» характеристики аккумулятора с помощью портативного тестера? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели параллельные замеры прибором Midtronics EXP1000 аккумуляторов с температурой электролита +22°C, -18°C и -30°C.

При положительной температуре прибор показал значение тока 618 А (при фактических 600 А)


При температуре минус 18°C он ожидаемо выдал значительную погрешность и некорректно определил температуру                                                              (+2°C вместо -18°C). При -30 °C, температура была определена как -3°C.

Портативными тестерами можно пользоваться в теплую погоду или внутри помещения при температурах электролита 20-25°C градусов. При низких температурах прибор пересчитывает значение тока по своему внутреннему алгоритму и выдает заниженные показания. Поэтому портативные тестеры бесполезны зимой на открытом воздухе или при проверке «холодных» аккумуляторов.

Реальные значения параметров аккумулятора с высокой точностью может показать только лабораторное профессиональное оборудование.

Реклама /ООО «Норгус»/ ИНН 7726369009/erid 4CQwVszH9pSWrgftnVK

Подпишитесь на «За рулем» в

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
03.02.2023
Поделиться: