Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Камеры начнут ловить за езду без ОСАГО – когда ждать первых штрафов?

Штрафами с камер за отсутствие автогражданки нас пугают не первый год. Когда именно наступит день «Х» и что мешает запустить систему уже завтра? – ответы в материале «За рулем».
Полная версия

Как сейчас проверяют полис ОСАГО?

Пока наличие страховки у водителей вручную проверяют инспекторы ДПС. По закону вы не обязаны возить с собой бумажный полис. Если «автогражданка» у вас есть, но вы не можете предъявить доказательства, сотрудник ГИБДД запросит информацию в единой базе РСА. Но во избежание придирок лучше хранить копию документа у себя в смартфоне. Так вы сможете предъявить полис даже в случае проблем с интернетом. 

Штраф за езду без ОСАГО в этом году остается прежним – 800 рублей согласно ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ. Просроченный полис приравнивается к его отсутствию, а частота штрафов не должна превышать одного раза за сутки. С внедрением камер противникам страховки придется пересмотреть убеждения. 

Когда запустят систему проверки ОСАГО?

В середине марта представители Российского союза автостраховщиков (РСА) и МВД РФ сообщили, что проект проверки наличия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер с технологической точки зрения готов. 

Специалистам удалось усовершенствовать базу данных автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС ОСАГО), повысив ее отказоустойчивость до 99,98%. В переводе на русский: платформа надежная, профсообщество одобряет.  

О точных сроках запуска проекта речи пока не идет, но предполагается, что произойдет это не раньше 2024 года. Задач предстоит решить еще много. 

Мнение эксперта

Евгений Уфимцев, президент Российского союза автостраховщиков:

— Сейчас основным прорабатываемым вопросом является тема методологического применения наказания за нарушение: сколько раз можно штрафовать, если водитель за день неоднократно попал под камеры – по аналогии со штрафом за скорость или же относить это нарушение к числу длящихся, за которые штраф приходит один за день нарушения. 

Все эти вопросы предстоит решить рабочей группе с участием Банка России и МВД РФ.

Как нарушителей вычисляют системы фотовидеофиксации?

Система автоматической проверки ОСАГО заработала в пилотном режиме еще в 2019 году в Москве. В результате нарушителям на почту приходили не штрафы, а уведомления, что пора оформить страховку. Работает технология по следующей схеме: камера считывает госномер автомобиля, по которому определяется VIN-код. По нему и проверяется наличие действующего полиса ОСАГО через базу РСА. 

Предполагается, что проект будет запущен в два этапа. На первом камеры начнут проверять страховку только у тех, кто нарушил ПДД. То есть если не выделяться из общего потока, то и рисков схлопотать штраф никаких – до поры до времени. Ведь на втором этапе камеры начнут «сканировать» 100% автомобилей на дороге. К слову, уже сейчас операторы систем видеофиксации по запросу предоставляют силовым ведомствам информацию обо всех транспортных средствах, прошедших по конкретной магистрали под конкретной камерой за энное время. 

Казалось бы, технология отточена, но вот реализация все время затягивается. Ожидалось, что камеры начнут ловить нарушителей весной 2020 года, после того как вышеупомянутый эксперимент был признан удачным. Но тогда в дело вмешался коронавирус. С тех пор вопрос об автоматической фиксации ОСАГО неоднократно поднимался чиновниками и общественниками, правда, пока все ограничивается обсуждениями. 

Мнение эксперта

Сергей Кусов, представитель компании «Технологии распознавания» (занимается производством дорожных камер и программного обеспечения):

— Основная причина, по которой камеры до сих пор не проверяют наличие ОСАГО, кроется в сложностях межведомственного взаимодействия. Страховщики преследуют коммерческую цель, и в их понимании все просто: у РСА и ГИБДД есть собственные базы, которые нужно синхронизировать для дальнейшего использования. 

Однако ГИБДД придерживается жесткой позиции, что персональные данные автовладельцев не могут быть переданы третьим лицам – в данном случае страховым компаниям. Пока сторонам не удастся прийти к общему знаменателю, система не заработает.

Возможным выходом из ситуации могло бы стать создание некой лайт-версии базы собственников авто. Вариантов шифрования существует много. Можно было бы хранить частичные сведения о владельце авто – например, последние четыре цифры номера паспорта. Даже если злоумышленники похитят эту информацию, она окажется для них бесполезной.

Продолжение - на следующей странице

Зачем нужны ваши ФИО и марка машины?

В сложном процессе синхронизации баз ГИБДД и РСА заметно возрастает риск сливов персональных данных. Архив с информацией обо всех собственниках автомобилей в России – лакомый кусок на просторах даркнета. А ситуация во внешней политике только подогревает интерес киберпреступников. 

В прошлом году объем утечек персональных данных наших соотечественников вырос в 40 раз. При этом, по данным сервиса Data Leakage&Breach Intelligence, услуги «пробива» (незаконного предоставления информации по конкретному человеку из баз данных) подорожали на 22%. Так что не исключено, что в 2023 году число желающих получить доступ к закрытым данным только прибавится. 

Мнение эксперта

Сергей Кусов, представитель компании «Технологии распознавания»:

Важно понимать, что база ГИБДД – не просто перечень госномеров, а огромный пласт сведений о гражданах России: кто и где прописан, сколько лет, какие реквизиты водительского удостоверения имеет и т.д. Недаром такие данные передаются в ГИБДД только по закрытым каналам связи. Делиться этой информацией со страховщиками довольно рискованно, ведь, как известно, чем больше людей, тем больше возможностей для утечек.

В условиях СВО России и без того непросто соблюдать цифровую безопасность. Усугублять ситуацию никто не желает. Не исключено, что в мирное время вопрос с синхронизацией баз уже был бы как-то решен. Однако сейчас все будет откладываться на неопределенный срок.

Кто заплатит за «уклонистов»?

Нет сомнений, что проект автоматической фиксации полисов ОСАГО все-таки доведут до ума. Однако вряд ли таким способом удастся стимулировать водителей приобретать страховку. Во-первых, никто не отменял возможность обойти искусственный интеллект. Испачкал номер машины – и вот ты уже недосягаем для камер. Весной и осенью даже алиби не потребуется. Во-вторых, многие из нас слишком привыкли полагаться на русское авось: вдруг не поймают. 

Хорошая новость в том, что людей, чья ответственность застрахована, на дорогах все же больше. По разным экспертным оценкам, таковых в стране насчитывается от 75% до 95%. Плохая новость – все они вынуждены доплачивать за «уклонистов» из своего кошелька. Если верить недавнему исследованию Финансового университета при правительстве РФ, отдавать приходится в среднем по 600 рублей или 11% от стоимости страхового полиса.  


Подпишитесь на «За рулем» в

Старикова Елена
28.03.2023
Поделиться: