Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: его назвали «Львов»

Полная версия
55 лет назад, 12 февраля 1956 года на Львовском автобусном заводе собрали первый экспериментальный ЛАЗ-695.

Львовский автобусный завод основан 21 мая 1945 года. Первой его автомобильной продукцией стал автокран К-32, которому присвоили индекс ЛАЗ-690.

До первого места в мире по выпуску автобусов СССР было еще далеко. Пока же во Львове собрались делать автобус ЗиС-155 по документации МосЗиСа. Однако назначенный в 1952 году на ЛАЗ главным конструктором Виктор Осепчугов отмел пусть и проверенную временем, но архаичную конструкцию с мотором спереди.

За образец Осепчугов принял автобус Magirus Saturn с самонесущим ферменным основанием кузова. Впервые такое решение предложила в 1951 году германская фирма Kaessbohrer, даже назвав свою новинку Setra – акроним от немецкого Selbsttragenden, «самонесущий». Основание принимало на себя основную нагрузку, позволяя достаточно свободно планировать «верх» автобуса – оконные проемы, ширину дверей, форму крыши.

Впервые в лексиконе отечественных автомобилестроителей появилось слово «интегрированный» применительно к конструкции кузова. Основание сваривалось из стальных труб прямоугольного сечения и штампованных усилителей-«шпангоутов».

Новый автобус, получивший индекс ЛАЗ-695, был унифицирован с ЗиС-155. В заднем его свесе продольно располагался карбюраторный шестицилиндровый двигатель ЗиС-124 мощностью 109 л.с. с механической пятиступенчатой коробкой передач.

От ЗиСа перешли рулевые трапеция и передаточная пара «глобоидальный червяк-ролик», стандартные тормоза, а также слегка видоизмененный задний мост с двухступенчатым редуктором главной передачи. Мост теперь был развернут отверстием для вала малой конической шестерни назад.

Сложнее оказалось сделать надежные привода коробки передач и акселератора, тянувшиеся через весь автобус.

Передний мост ЗиС-155 устанавливался на оригинальной подвеске с продольными полуэллиптическими рессорами и корректирующими пружинами, разработанными в содружестве с НАМИ.

В автобусе предусматривалось 16 двухместных и 2 одноместных сиденья. Общее число мест, включая стоячие – 55.

Автобус выглядел гораздо изящнее Magirus и тем более ЗиС-155. Ажурность конструкции придавало панорамное остекление сбегов крыши. Ощущение было обманчивым. «Пассажироподъемность» у ЛАЗ-695 была немного  больше ЗиС-155, и почти такая же снаряженная масса – 6200 кг. Между прочим, рулевой механизм ЛАЗа не получил усилителя, и в этом статусе продержался на конвейере до 1990-х годов – модификациям львовского первенца была суждена долгая конвейерная жизнь.

Подпишитесь на «За рулем» в

12.02.2011
Поделиться: