Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: Желтый рейд

Полная версия
80 лет назад, 4 апреля 1931 года, был дан старт знаменитому пробегу вездеходов Citroen из Бейрута в Пекин.

Андре Ситроен одним из первых в автомобильной промышленности осознал значимость рекламы для успеха. В методах продвижения своего продукта Ситроен во многом опередил время. В результате его знаменитые рейды на полугусеничных вездеходах принесли больше пользы для науки, нежели для бизнеса. И только в наши дни компания Citroen начинает получать от предпринятых ее основателем авантюр дивиденды, пусть в большей степени только моральные.

Третьей по счету экспедиции Citroen, получившей название Желтый рейд, предстояло пройти труднодоступными дорогами Азии, открыв новый транспортный коридор - своего рода аналог Великого шелкового пути и Транссибирской магистрали. Путь экспедиции пролегал из Бейрута в Пекин. Впервые в истории частная компания вела столь масштабные дипломатические переговоры с правительствами стольких стран. Из-за того, что правительство СССР в последний момент отказало в выдаче виз участникам экспедиции, ее пришлось отложить почти на год и серьезно скорректировать планы. Экспедицию разбили на две группы, одна из которых, «Памир», выдвигалась 4 апреля 1931 года из Бейрута, а другая, «Китай», 6 апреля – ей навстречу из Пекина.

В составе группы «Памир» сорок восемь человек. У группы пять вездеходов P17 на основе четырехцилиндрового Citroen C4F и более тяжелый Р14 на основе шестицилиндрового C6F. Все машины оснащены гусеничным ходом конструкции инженеров Адольфа Кегресса и Жака Энстена. Вместо задних колес почти без изменения ведущего моста (он дооборудовался блокировкой дифференциала) устанавливалась тележка с натянутыми на катки резинотканевыми гусеницами. Эту схему Адольф Кегресс, будучи начальником гаража царя Николая Второго, опробовал в России еще в 1909 году. Фирма Autochenilles Kegresse-Hinstin («Автомобили с гусеницами Кегресса и Энстена») была образована в 1920 году и вскоре стала филиалом завода Citroen.

Маршрут группы «Памир» пролегал через города Дамаск, Багдад, Тегеран, Кабул, Пешавар, Шринагар, Гилгит, Урумчи, Сучоу. Ее ждали перевалы Памира и пустыня Гоби. С каждым новым пунктом караван все сильнее отдалялся от цивилизации. На маршруте было неспокойно из-за племенных распрей и гражданских войн. Кинооператор заснял сцену, когда китайцы поймали мусульманина, сбили его с лошади, прижали к земле, после чего тесаками обрубили ему руки, вспороли живот, и какой-то одержимый извлек оттуда печень и сердце.

Встречная группа «Китай» с девятью вездеходами вынуждена была изменить маршрут из-за гражданской войны в Китае. Встретиться в намеченной точке так и не удалось, поскольку в провинции Синьцзян группа «Китай» была задержана мятежным китайским маршалом. На самом сложном этапе перехода группа «Памир» вынуждена перевозить разобранные вездеходы на мулах, после чего заново собирать машины. Встретились обе группы в деревне Ислам-бей 8 октября 1931 года. В Пекин объединенная экспедиция вошла только 12 февраля 1932 года. В общей сложности она преодолела 12 115 км.

Чрезвычайное напряжение экспедиции отразилось на судьбах ее участников. Возглавлявший группу «Памир» исследователь Жорж-Мари Хаардт умирает в Гонконге 16 марта 1932 года от двусторонней пневмонии. Спустя несколько месяцев после возвращения во Францию кончает жизнь самоубийством лидер группы «Китай» капитан-лейтенант Виктор Пуэн.

Одной из наиболее примечательных фигур в экспедиции был выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга эмигрант Александр Яковлев (1887 – 1939 гг). Яковлев был сыном одного из создателей первого российского автомобиля – офицера флота Евгения Яковлева.

Художнику довелось участвовать еще в первом, африканском Черном рейде. Яковлев обладал даром портретиста-этнографа. После нашумевшего Черного рейда по Африке были изданы красочные альбомы, прошли выставки. Впервые перед европейцами в красках предстали колоритные типажи далеких племен. В 1926 году Яковлева посвящают в кавалеры ордена Почетного легиона. Менее талантливые и удачливые из белоэмигрантов трудились в то время на конвейерах Ситроена или колесили по Парижу на таксомоторах Citroen. Несмотря на принадлежность художника к эмигрантским кругам, в 1928 году проходит его выставка в Москве.

Андре Ситроен покровительствовал таланту художника-этнографа. Не без протекции промышленника из большевистской России удалось вывезти Танечку Яковлеву, племянницу художника. С ней во время своего парижского турне 1927 года крутил роман Маяковский. Остается загадкой, почему из Парижа поэт привез в Москву автомобиль марки Renault, а не Citroen.

Одно из полотен Яковлева, сделанное в Желтом рейде, «В юрте киргизов», 15 апреля 2008 года было продано на аукционе Sothebies за рекордные 713 000 долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в

04.04.2011
Поделиться: