Хроника: Желтый рейд

80 лет назад, 4 апреля 1931 года, был дан старт знаменитому пробегу вездеходов Citroen из Бейрута в Пекин.

Андре Ситроен одним из первых в автомобильной промышленности осознал значимость рекламы для успеха. В методах продвижения своего продукта Ситроен во многом опередил время. В результате его знаменитые рейды на полугусеничных вездеходах принесли больше пользы для науки, нежели для бизнеса. И только в наши дни компания Citroen начинает получать от предпринятых ее основателем авантюр дивиденды, пусть в большей степени только моральные.

Третьей по счету экспедиции Citroen, получившей название Желтый рейд, предстояло пройти труднодоступными дорогами Азии, открыв новый транспортный коридор - своего рода аналог Великого шелкового пути и Транссибирской магистрали. Путь экспедиции пролегал из Бейрута в Пекин. Впервые в истории частная компания вела столь масштабные дипломатические переговоры с правительствами стольких стран. Из-за того, что правительство СССР в последний момент отказало в выдаче виз участникам экспедиции, ее пришлось отложить почти на год и серьезно скорректировать планы. Экспедицию разбили на две группы, одна из которых, «Памир», выдвигалась 4 апреля 1931 года из Бейрута, а другая, «Китай», 6 апреля – ей навстречу из Пекина.

Citroen autochenille P17 на базе легковой модели C4 – основной вездеход группы «Памир». Это реконструкция, сделанная механиками Консерватории Citroen. Модель Р17, выпускавшаяся с 1929 по 1934 год, оказалась наиболее удачной полугусеничной конструкцией – ее приняли на вооружение французская и польская армии. Около полутора тысяч таких машин было сделано. В общей сложности Citroen выпустил 5795 полугусеничников разных моделей, а также продал лицензию на их производство компаниям Alfa-Romeo, Burford, Crossley, FN, Renault, Schneider, Somua, Unic.

В составе группы «Памир» сорок восемь человек. У группы пять вездеходов P17 на основе четырехцилиндрового Citroen C4F и более тяжелый Р14 на основе шестицилиндрового C6F. Все машины оснащены гусеничным ходом конструкции инженеров Адольфа Кегресса и Жака Энстена. Вместо задних колес почти без изменения ведущего моста (он дооборудовался блокировкой дифференциала) устанавливалась тележка с натянутыми на катки резинотканевыми гусеницами. Эту схему Адольф Кегресс, будучи начальником гаража царя Николая Второго, опробовал в России еще в 1909 году. Фирма Autochenilles Kegresse-Hinstin («Автомобили с гусеницами Кегресса и Энстена») была образована в 1920 году и вскоре стала филиалом завода Citroen.

Маршрут группы «Памир» пролегал через города Дамаск, Багдад, Тегеран, Кабул, Пешавар, Шринагар, Гилгит, Урумчи, Сучоу. Ее ждали перевалы Памира и пустыня Гоби. С каждым новым пунктом караван все сильнее отдалялся от цивилизации. На маршруте было неспокойно из-за племенных распрей и гражданских войн. Кинооператор заснял сцену, когда китайцы поймали мусульманина, сбили его с лошади, прижали к земле, после чего тесаками обрубили ему руки, вспороли живот, и какой-то одержимый извлек оттуда печень и сердце.

Группа «Памир» преодолевает перевал Токсун.

Встречная группа «Китай» с девятью вездеходами вынуждена была изменить маршрут из-за гражданской войны в Китае. Встретиться в намеченной точке так и не удалось, поскольку в провинции Синьцзян группа «Китай» была задержана мятежным китайским маршалом. На самом сложном этапе перехода группа «Памир» вынуждена перевозить разобранные вездеходы на мулах, после чего заново собирать машины. Встретились обе группы в деревне Ислам-бей 8 октября 1931 года. В Пекин объединенная экспедиция вошла только 12 февраля 1932 года. В общей сложности она преодолела 12 115 км.

Чрезвычайное напряжение экспедиции отразилось на судьбах ее участников. Возглавлявший группу «Памир» исследователь Жорж-Мари Хаардт умирает в Гонконге 16 марта 1932 года от двусторонней пневмонии. Спустя несколько месяцев после возвращения во Францию кончает жизнь самоубийством лидер группы «Китай» капитан-лейтенант Виктор Пуэн.

Всего 12 полугусеничных вездеходов P17 было у экспедиции Желтый рейд. Интересно, что кофрами машины оборудовала фирма Louis Vuitton. Фото: Retromobile.

Одной из наиболее примечательных фигур в экспедиции был выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга эмигрант Александр Яковлев (1887 – 1939 гг). Яковлев был сыном одного из создателей первого российского автомобиля – офицера флота Евгения Яковлева.

Художнику довелось участвовать еще в первом, африканском Черном рейде. Яковлев обладал даром портретиста-этнографа. После нашумевшего Черного рейда по Африке были изданы красочные альбомы, прошли выставки. Впервые перед европейцами в красках предстали колоритные типажи далеких племен. В 1926 году Яковлева посвящают в кавалеры ордена Почетного легиона. Менее талантливые и удачливые из белоэмигрантов трудились в то время на конвейерах Ситроена или колесили по Парижу на таксомоторах Citroen. Несмотря на принадлежность художника к эмигрантским кругам, в 1928 году проходит его выставка в Москве.

Луи Адуэн-Дюбрей (1887 – 1960 гг), французский исследователь, участник Черного и Желтого рейдов Citroen, а также многих других экспедиций.

Андре Ситроен покровительствовал таланту художника-этнографа. Не без протекции промышленника из большевистской России удалось вывезти Танечку Яковлеву, племянницу художника. С ней во время своего парижского турне 1927 года крутил роман Маяковский. Остается загадкой, почему из Парижа поэт привез в Москву автомобиль марки Renault, а не Citroen.

Одно из полотен Яковлева, сделанное в Желтом рейде, «В юрте киргизов», 15 апреля 2008 года было продано на аукционе Sothebies за рекордные 713 000 долларов.

Постер документального фильма, снятого по результатам Желтого рейда.

Подпишитесь на «За рулем» в