Гром и молния

Гром и молния

В те времена на Земле подобную скорость смог развить только один немецкий электровоз, промчавшийся в 1903 году по мерной дистанции со скоростью 210 км/ч. Составить конкуренцию железнодорожникам не мог никто – аэропланы того времени едва достигали сотни, а самым быстрым автомобилем считался французский Darraq, показавший в 1906 году 197,06 км/ч. И вот появился Blitzen Benz.

Объем – 21,5!

Рекордный автомобиль строили на базе гоночного Benz Grand Prix. Его шасси с лонжеронной рамой и неразрезными мостами на продольных рессорах спереди и сзади осталось практически без изменений, поработали только над двигателем. Прежний атмосферный 4-цилиндровый мотор объемом 12,5 л и мощностью 160 л.с. при 1400 об/мин был явно слаб, поэтому объем увеличили до 21,5 л! Мощность выросла до 200 л.с. при 1600 об/мин – вполне достаточно для скоростного заезда. Диаметр цилиндров равнялся 185 мм, ход поршня – 200. Вес силового агрегата – 407 кг.

Первый экземпляр, получивший наименование Benz 200 PS, был укомплектован кузовом от Benz Grand Prix – на этом автомобиле конструктор и руководитель гоночного отделения компании Фриц Эрле 22 августа 1909 года на трассе во Франкфурте-на-Майне показал среднюю скорость 159,3 км/ч, за что и получил главный приз из рук гросс-герцогини Гессенской. А 8 ноября того же года заводской гонщик-испытатель Виктор Хемери на мерной дистанции британской трассы Брукландс со стартом с хода развил уже 202,7 км/ч, побив рекорд скорости, установленный французами.

Пока первая машина демонстрировала небывалые скоростные качества, на заводе фирмы Benz готовили следующий экземпляр, с «аэродинамическим» кузовом. Автомобиль стал более узким (водитель и пассажир сидели очень тесно), лишился выступающих выхлопных труб: выпускной тракт вне кузова представляли отверстия на боковине капота. Радиатор приобрел обтекатель с клювообразным острием, под которым прятался расширительный бачок системы охлаждения. Хвостовую часть выполнили заостренной. Снаружи торчали только неприкрытые колеса, рычаги коробки передач и тормоза, а также цепная передача к заднему мосту.

Особенности перевода

Уже первые заезды показали, что машина «выросла» из европейских трасс. И в январе 1910 года после нескольких пробных поездок в окрестностях Манхайма она отправилась в Америку. Планировали, что на машине будет выступать Джордж Робертсон в противовес другому гонщику – Ральфу де Пальме, который ставил рекорды на американских трассах. Но о том, что в США прибывает новый рекордный автомобиль, узнал увлеченный автогонками менеджер Эрни Моросс. Он и провернул удачную бартерную сделку: выменял у импортера фирмы Benz Джесса Фрелиха Benz 200 PS, отдав свой обычный 160-сильный Benz Grand Prix и доплату в виде $6000. Моросс быстро разрекламировал приобретение как Lightning Benz – «молниеносный «Бенц». Это слово имело и второе значение – блестящий, сверкающий, что подкреплялось окраской машины в белый цвет под толстым слоем лака.

Реклама вышла не голословной. Водитель Эрни – автогонщик Барни Олдфилд – 11 марта 1910 года без специальной подготовки развил на пляже Дайтона-бич со стартом с хода скорость 211,97 км/ч. Но Международная ассоциация автомобильных клубов рекорд не засчитала, так как Олдфилд проехал мерную трассу только в одном направлении. Отчаявшийся Эрни Моросс организовал со своим Lightning Benz автомобильный шоу-аттракцион на четырех колесах, нечто вроде передвижного цирка. Однако англо-немецкое словосочетание как-то не прижилось, и впоследствии Benz 200 PS переименовали в Blitzen Benz. Под этим именем автомобиль и вошел в историю.

Графская кухня

Но Эрни Моросс не оставляет попыток добиться рекорда. В конце 1910 года он отстраняет Олдфилда от заездов, так как тот постоянно доводит автомобиль до поломок, исправление которых опустошает карман менеджера. Новым наездником назначается Боб Бурман – бывший испытатель фирмы Buick. На все том же пляже Дайтона-бич 23 апреля 1911 года Бурман в одном направлении выжимает из Blitzen Benz аж 228,1 км/ч, но ему засчитывают только средний показатель – 225,65 км/ч. Этот рекорд продержался до 1919 года, когда уже шесть лет как были введены новые правила для рекордных автомобилей, ограничивающие рабочий объем мотора 7,4 л. И после 1913 года Blitzen Benz оказался в роли простого гоночного автомобиля, на котором выступал Боб Бурман. Сменив нескольких владельцев, он 2 ноября 1915 года вышел на старт нью-йоркской гонки Sheepshead Bay, где его соперником наконец-то оказался тот самый Ральф де Пальма, выступавший на Sunbeam. В следующем году погиб его главный гонщик Бурман, а машина снова оказалась перепроданной, на этот раз уже в Англию. В 1922 году в Брукландсе за рулем Blitzen Benz выступал граф Зборовски, но особых успехов не достиг, хотя автомобиль к тому времени все еще не устарел. Кончилась жизнь рекордного экземпляра тем, что Зборовски разобрал машину с целью создать гоночный болид собственной конструкции Higham Special, но так и не преуспел в этом занятии.

Назло рекордам

Рекордный Blitzen Benz не был единственным – в январе 1910 года в Манхайме построили еще один автомобиль, на котором Фриц Эрле участвовал в европейских автогонках. Кузов был почти таким же, как и у его предшественника, и даже существовал в нескольких вариантах. В 1911 году второй Blitzen Benz повторил судьбу первого – попал u1074 в Америку, в руки того же Бурмана, который в 1912 году пытался на нем побить собственный рекорд. Но превзойти самого себя ему не удалось, а дальнейшая судьба машины неизвестна.

Третий Blitzen Benz был готов в 1913 году – на нем Фриц Эрле участвовал в автогонках, но недолго, так как автомобиль продали в Англию представителю фирмы Benz Хорнстеду. Тот, немного переделав машину, пытался побить рекорд Хемери 1909 года, но быстрее 199,3 км/ч разогнаться не смог.

В конце 1913 года Blitzen Benz вернулся в Манхайм, где и простоял всю Первую мировую войну. После ее окончания автомобиль вернулся в строй и даже участвовал в автогонке в Брукландсе, где его соперником выступал граф Зборовски на первом Blitzen Benz. Жизнь третьего экземпляра закончилась 30 сентября 1922 года, когда автогонщик Джон Дафф на скорости 180 км/ч из-за проблем с тормозами сорвался с крутого поворота. То, что осталось от Blitzen Benz, было отправлено в Манхайм.

Экземпляр номер четыре сделали в 1912 году. Он снабжался колесами с деревянными спицами и более широким кузовом – в таком виде автомобиль участвовал в автогонках вплоть до конца 20-х годов, пока его выезд на старт не стал сопровождаться шутливыми усмешками. Машину называли «бабушкой». Про пятый Blitzen Benz известно лишь то, что в 1913 году мадридский представитель фирмы Тройманн продал машину некоему Ратису из Барселоны, и на этом факте вся его история ограничивается.

Построенный в 1913 году шестой автомобиль получил удлиненное на полметра шасси и открытый 4-местный кузов. Его владелец господин Хейе из Антверпена также участвовал на нем в автогонках. Со временем этот Blitzen Benz оказался в Великобритании, где и находился до 2002 года, пока его не приобрел один американский коллекционер.

А в 1935 году возник еще один Blitzen Benz, который собрали из разных деталей: что-то использовали от разбитой третьей машины, что-то сохранилось на заводе. Сегодня этот экземпляр находится в собственности музея Mercedes-Benz. Из оставшихся деталей в 2004 году один американский энтузиаст собрал другой Blitzen Benz, он использовал остатки кузова, сохранившиеся в США, а также «лишние» детали из запасников фирмы-производителя. Но самым бессмертным оказалось имя рекордного автомобиля. В середине 90-х годов японская компания Subaru приобрела права на это название специально для спортивной линейки модели Legacy, к обозначению которой добавилось слово Blitzen.

Подпишитесь на «За рулем» в