Четыре на пять

ЧЕТЫРЕ НА ПЯТЬ

АВТОКЛУБ

ПАРК ЗР

ЧЕТЫРЕ НА ПЯТЬ

АНДРЕЙ КОЧЕТОВ

Итак, пять лет поиска оптимального решения хозяйственного вопроса позади. На нас поработали четыре весьма разных по конструкции автомобиля, которых роднила общая задача: быть «хозяйкой». Пора подвести итоги.

Давным-давно, в конце прошлого века, мы столкнулись с проблемой перевозки всякой всячины и чтобы втроем-впятером не тесно было. Решение – автомобиль, который должен стоить до 10 000 долларов США, иметь не меньше пяти мест и грузоподъемность 500–800 кг. Как раз нижегородские «Соболи» появились. Почему бы не попробовать, что это такое? Заодно избавиться от трудностей с доставкой аппаратуры на полигон и обратно, манекены и шины для тестов повозить.

«СОБОЛИНЫЕ» СЛЕЗЫ

GAZ 2752 «СОБОЛЬ»

Изготовитель: ГАЗ

Год выпуска: 1999

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с мая 1999 по июль 2001

Пробег на момент отчета в редакции: 52 тыс. км

Общий пробег: 52 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале: 1999, № 7, 12;

2000, № 5; 2001, № 4, 10

Да, это вам не легковушка! Багажный отсек огромный, в салоне аж семь мест. В городе, правда, пришлось привыкать, зато на трассе просто прелесть: идет мягко, быстро, легко. Но первые поломки счастье наше поубавили: попасть дважды за год на ремонт двигателя – более чем неприятно. На этом фоне неисправности карбюратора, гидроусилителя, электрики, отваливающиеся ручки дверей и бампер просто мелочь. А тут еще и зима неожиданно в ноябре наступила. Тронуться по легкой наледи или в горку забраться – проблема, а если толкать, то меньше чем втроем не справиться. Зимние нешипованные шины помогли мало – развесовка «Соболя» такова, что даже на машине с балластом (100–150 кг) зимой ездить затруднительно.

А еще – без запасной катушки и свечей зажигания, канистр масла, «Тосола», набора инструментов и прочей мелкой всячины отправляться даже за сотню километров страшновато. Однако два года с небольшим «Соболь» в редакции прожил и свои обязанности в меру возможностей исполнял. К счастью, ломался всерьез только рядом с домом. Расход топлива при исправном карбюраторе – около 12 л/100 км на трассе и 14 л в городе – вполне приемлем. Да и на сервисе нас любили – бывали у них раза в три чаще, чем положено, особенно в гарантийный период.

РЕЗЮМЕ

Эксплуатировать его нужно интенсивно и лучше в «стаде» себе подобных. Тогда на ремонте и содержании можно сэкономить. Для личных нужд машина не очень подходит.

+ Приличный комфорт при относительно невысокой цене, ремонтопригодность.

- Низкая надежность, плохая проходимость зимой, нерентабельность при малых пробегах.

ПЛЮШЕВЫЙ ЧЕМОДАН

Toyota Previa

Изготовитель: «ТОЙОТА МОТОР КОРПОРЕЙШН»

Год выпуска: 1993

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с октября 2001 по июль 2002

Пробег на момент отчета в редакции: 36 тыс. км

Общий пробег: 136 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале: 2002, № 1, 4, 7

Хлебнув «соболиных» слез, решили попробовать импортный мини-вэн. Поскольку новая машина такого класса стоит более 25 тысяч долларов, искали подержанную. Мимо «Тойоты-Превия» за 8000 долларов пройти не смогли. Правда, потратили приличную сумму на приведение машины в надлежащее состояние. Надежность, конечно, с «Соболем» несравнима. Увы, и плата за нее тоже. Особых проблем в техническом обслуживании нет, но «расходники» намного дороже. У «Превии» постоянный полный привод, автоматическая коробка передач: едет машина просто прекрасно и в слякоть, и в дождь, и в гололед. Появляется даже опасное чувство вседозволенности – настолько понятно и легко управлять этим двухтонным автомобилем.

О комфорте и возможностях трансформации маленького «пульмановского вагона» можно говорить долго, но в сугубо хозяйственных целях шикарный велюровый мини-вэн использовать кощунственно. Набивая салон грязными колесами после шинных тестов, приспосабливали разнообразные коврики и подстилки. Бесполезно! После каждой поездки на полигон работа щеткой и пылесосом отнимала много времени.

«Превия» оставила очень хорошие воспоминания как о действительно комфортабельном, надежном универсальном автомобиле, но дорогом в обслуживании. Еще один недостаток – отменный аппетит. На трассе летом – 12 л/100 км, зато зимой в городе до 20 л – обратная сторона удобства «автомата» и полного привода.

РЕЗЮМЕ

Шоссейный всепогодный крейсер, но не вездеход для трофи-рейдов. Автомобиль в первую очередь пассажирский, хотя вмещает и немало груза. Содержание подобной машины – удовольствие недешевое.

+ Комфорт, прекрасные ездовые качества, возможность трансформации салона.

- Высокая стоимость обслуживания, расходных материалов и самого автомобиля.

«ПУЗЫРЬ»

«ДОНИНВЕСТ ОРИОН-М»

Изготовитель: ТагАЗ

Год выпуска: 2002

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с сентября 2002 по июль 2003

Пробег на момент отчета в редакции: 35 тыс. км

Общий пробег: 35 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале: 2002, № 11; 2003, № 2, 8

Явлением третьим в роли «хозяйки» был «Doninvest Orion-M/">Донинвест Орион-М» – по сути, «Ситроен Берлинго» предыдущего поколения.

К нему почти сразу приклеилась кличка «Пузырь»: автомобиль сравнительно небольшой, но высокий, с огромными стеклами и скромным капотиком. Прожив в редакции год, «Орион» накатал около 40 тыс. км. Серьезных претензий к нему не было. Правда, наши хозяйственные запросы он полностью удовлетворить не смог. Объем салона и багажного отсека больше, чем в легковых универсалах, но явно проигрывает «Соболю» и «Превии». Грузоподъемность заявлена очень приличная, реальная – раза в два меньше. Загруженный полностью «Пузырь» садится на задние лапки так, что до дороги остается сто с небольшим миллиметров. Да и моторчику в 75 л. с. везти 600 кг явно тяжело. Грузили, как правило, не больше трехсот.

Город – стихия «Ориона». Большой багажник, хорошая разгонная динамика, небольшие габариты, экономичность, передний привод, четкое рулевое управление – главные козыри машины. Но на трассе – не боец. До 80 км/ч кажется, что любой обгон по плечу. А дальше… Приходится тянуться за фурами, обгоняя их исподтишка. В общем, для полноценной «хозяйки» «Пузырь» маловат и слабоват. Главное достоинство – из нашей «четверки» «Орион» самый экономичный.

РЕЗЮМЕ

Типичный городской автомобиль. Плохие дороги или прицеп ему не под силу. Хорош для любителей семейного отдыха на колесах. Но экономить на моторе не стоит – с двигателем 1,6 л машина ведет себя на трассе заметно лучше.

+ Вполне достойный комфорт, высокие экономичность и маневренность.

- Малые грузоподъемность и дорожный просвет, высокая цена технического обслуживания.

«ПРАВОРУКИЙ КРОКОДИЛ»

Nissan Datsun

Изготовитель: «НИССАН МОТОР»

Год выпуска: 1995

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с августа 2003 по настоящее время

Пробег на момент отчета в редакции: 35 тыс. км

Общий пробег: 75 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале: 2003, № 11; 2004, № 3

Все-таки хочется «все и сразу» – под этим девизом выбирали полноприводный пикап. Прекрасная проходимость, приемлемая динамика и скорость на трассе, «честная» грузоподъемность. Однако пятиместная кабина довольно тесна.

Новый пикап дорог, подержанный в приличном состоянии в Москве – дефицит. Выход – праворульный автомобиль из Японии. Техническому состоянию дальневосточных «старичков» многие «европейки» могут позавидовать. Увы, сейчас и этот вариант менее целесообразен – таможенные правила изменились, а цены подросли.

Уже год дизельный «Ниссан Датсун» живет в редакции, накатав более 35 тыс. км. Несмотря на угрожающий внешний вид, ездить на нем приятно и неожиданно легко. У него, конечно, нет разгонной динамики «Донинвеста» и комфорта «Превии», но ни в городе, ни на трассе ущербным себя не чувствуешь. Наши требования по универсальности удовлетворяет почти полностью. К надежности, в меру возраста и пробега, претензий нет. Со времени последнего отчета (ЗР, 2004, № 3), кроме очередных замен масла в двигателе, купили лишь передние амортизаторы. Они не текли, но эффективность работы заметно упала. Цена – по 60 долларов – для такой иномарки не показалась заоблачной. На очередном техническом обслуживании (65 000 км по одометру) пришлось поменять передние тормозные колодки и диски (еще 140 долларов).

Весной обули «Ниссан» в летние шины, за комплект отдали 18 тыс. руб. Дорого? И да, и нет. Ведь и приличные легковые 15-дюймовые шины дешевле 10–12 тыс. руб. за комплект купить сложно.

Пока «Крокодил» терпеливо выполняет наши прихоти, но расставание не за горами.

РЕЗЮМЕ

Тягач, вездеход и грузовик – в одной машине. Прост в эксплуатации, надежен. Но использовать его лишь в городских условиях очень невыгодно. В бюджет «Жигулей» по обслуживанию, конечно же, не укладывается, но вложенные деньги может оправдать.

+ Хорошее сочетание дорожных и внедорожных качеств, неприхотливость и надежность, простота обслуживания.

- Тесная кабина (особенно второй ряд сидений), необходимость частой (каждые 5000 км) смены моторного масла.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

Итак, рисуем портрет идеальной хозяйки: сто'ит как «Соболь», салон, скорость и управляемость «Превии», экономичность, динамика и маневренность «Донинвеста Орион-М», надежность, проходимость и грузовой отсек «Ниссана-Датсун». А еще – чтобы расходники и запасные части по качеству были импортными, по цене – отечественными. Узнали? Правильно, такого автомобиля нет.

Универсальная машина – понятие относительное и предусматривает ряд ограничений и критериев. Наши требования могут показаться кому-то завышенными и во многом не совпадать с вашими. И все-таки пятилетний редакционный опыт для тех, кто в таком же поиске, не будет лишним.

Подпишитесь на «За рулем» в