Глазами владельца. ВАЗ 2108.

Глазами владельца. ВАЗ 2108.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В 1995 г. на смену ВАЗ-21013 в нашей семье появилась «восьмерка», причем из числа первых – с «коротким» крылом, коричневым салоном и мотором объемом 1,3 л. К нам она была пригнана из соседней Венгрии, куда, в свою очередь, попала из Голландии.

Изначально на ней ездил отец, однако после получения водительских прав «зубилка» цвета примула перешла в моё распоряжение.

Первые годы эксплуатации были традиционными для энтузиастов, пытающихся превратить старую машину в новую – или, по крайней мере, чтобы была не намного хуже. Красивый когда-то, но прокуренный и затертый салон обновили полностью, хотя процесс смены деталей растянулся на несколько лет. Панель приборов, пол и накладки на стойках я менял уже за свои деньги, откладывая в студенческую бытность с нерегулярных гонораров. Параллельно салону «перетряхивалась» и «техника» - подвеска, тормоза, электрооборудование…

Когда машину купили, на одометре красовались 116 тысяч – если судить по износу основных узлов, похоже на правду. Сейчас, спустя десять лет, к ним добавилось всего 60 тысяч – езжу я не каждый день, да и, в основном, лишь по родному Мукачеву.

За эти годы я старался баловать её – привозил из московских отпусков различную «экзотику» вроде электростеклоподъемников и цифрового тахометра. Со временем разжился дорогой музыкой, кожаным рулем, титановыми накладками на порогах, удобными сиденьями от Ford Fiesta… При этом старался внешне сохранить максимально аутентичный вид, уделяя много внимания состоянию ЛКП и чистоте подкапотного пространства.

Увы, за эти годы она несколько раз ломалась на дороге – несколько раз рвались патрубки системы охлаждения, хандрил карбюратор, рвался трос сцепления (а что поделать, если продающиеся тросы старого образца – редкая дрянь)… Но «на галстуке» меня привезли в гараж всего однажды, когда из-за лопнувшего патрубка радиатора вытек антифриз.

Было и несколько ударов судьбы – два белых «Фиата», серая «девятка»… Каждый раз при аварии с благодарностью вспоминал конструкторов короткокрылого передка, которые спроектировали его именно так, что он с честью держит даже довольно сильные удары.

Бытует мнение, что советские машины делали гораздо лучше нынешних – наша «восьмерка» его полностью подтверждает. До сих пор (спустя 20 лет!) на машине стоят родные стартер, генератор, коробка передач, корзина сцепления… Двигатель также не «точили», лишь заменили на 120-й тысяче клапана, и совсем недавно, на 170-й – поршневые кольца. Умели же делать!

Конечно, я отношусь к ней бережно, ухаживая в меру сил и свободного времени. А больше всего радует, что по управляемости и устойчивости моя «старушка» сравнима и с гораздо более дорогими современными автомобилями. Достаточно поездив на различных иномарках, я не чувствую себя ущербным по сравнению с владельцами бюджетных одноклассников вроде «сенса» или Daewoo Lanos. Конечно, летом хочется кондиционера, а зимой – полного привода, но… Пока приходится решать квартирный вопрос, а «зубилка» еще поездит. Тем более, что я помню все её трещинки и царапинки… Да и каждую зиму я вновь радуюсь тому, как «восьмерка» гребет по снегу, насколько хороша печка и предсказуема управляемость.

Иногда появляется желание поменять привычную старушку на новую «девятку», получив ноли на одометре и 100% ресурс. Тем более, что хозяина желтой «восьмерки» в нашем городе знают практически все и иногда подобная известность отнюдь не на руку. Однако прикинув масштаб доработок, после которых новая «зубила» по сумме потребительских качеств будет не хуже старой, менять шило на мыло как-то не хочется. Тем более, что первая машина – это как первая любовь и первая женщина…

---------------

Олег Полажинец

Подпишитесь на «За рулем» в