Как стать чемпионом: интервью с Алексеем Коломыцыным

Алексей Коломыцын – мастер спорта по мотоциклетному спорту и действующий двукратный Чемпион России по эндуро. Человек, который успел побывать в числе лучших, уйти из спорта и снова вернуться, чтобы опять подняться на вершину пьедестала. Мы попросили его рассказать о своем отношении к мотоспорту и поделиться секретами мастерства.

Как ты оказался в мотоспорте, это ведь не просто путь «по родительским стопам»?

В детстве я вообще занимался футболом. Но папа собрал мне минимокик и я стал кататься на нем. Потом начал ездить на соревнования, получать дипломы. Мне было тогда 7. В 11 лет меня пригласили в калужскую команду при заводе, купили первую иномарку – Suzuki 80. После «Чезета» 125 это была «ракета»! На первой же тренировке я обогнал своего главного соперника по команде и перевернулся пару раз через руль. Через 2 года попал в сборную России, был там самым юным участником. В её составе стал выезжать за границу, занимать призовые места. Выиграл Чемпионат России среди юниоров. Сборная к тому времени доживала свои последние деньки, и я стал выступать за московскую частную компанию. В 16 лет я думал, что буду заниматься этим всю жизнь. Парил в небесах, пока не столкнулся с необходимостью зарабатывать деньги и травмы. К сожалению, в России мотоспортом невозможно содержать семью на доходы от гонок. Даже будучи лидером.

С этим и был связан твой уход?

Да. Последней каплей была именно эта неопределенность. В 22 года я начал выступать за команду г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, получал около 700 долларов, тогда это было круто. Но на одном из первых выступлений я сломал руку, и мне сказали: «Сдавай мотоцикл и форму – звони, когда выздоровеешь». Зарплаты тоже лишили, а контракта никакого и не было. Я плюнул на все и ушел из спорта, переехал в Москву, стал работать в мотосалоне. Но в итоге в 2007 году вернулся снова. И сейчас уже не питаю никаких иллюзий – ценю то, что есть, и не жду большего.

Выступление в Чемпионате России по Эндуро в этом году в составе команды Promoto BMW существенно отличается от прошлых сезонов, или разница только в мотоциклах?

В прошлом году я выступал на мотоцикле Honda, который мне предоставил спонсор. Кроме того, была поддержка компании-производителя американского мотоциклетного масла (с этой фирмой я продолжаю сотрудничать). Остальные расходы я нес из собственного кармана, приходилось экономить на всём. В этом же году, подписав контракт с Promoto BMW, я получил тот уровень поддержки, о котором раньше можно было только мечтать. Сейчас у меня такое обеспечение, которого не было никогда в жизни: 2 мотоцикла, экипировка, тюнинг, механик, автобус. Я даже немного жалею, что всего этого не было в юности, когда был больший запал.

Что ты можешь сказать о развитии мотоспорта в нашей стране?

Сегодня он переживает не лучшие времена. К сожалению, все держится на энтузиазме спортсменов. Сборной России нет, хотя мотоциклетная федерация России есть. Совсем немного команд, которые воспитывают ребят; где-то это поддерживается местными муниципальными властями, где-то находятся спонсоры. Появляется все больше и больше любителей, для них существуют отдельные школы, но они, как правило, сильно коммерциализированы – это чистый бизнес. А чтобы как раньше – в каждом городе был свой клуб, куда можно привести своего ребенка и отдать в секцию, – такого, увы, нет. Мотоспорту нужна государственная поддержка. Мы топчемся на месте уже больше 15 лет.

Какие шансы у молодежи выйти на профессиональный уровень?

К сожалению, часто возможность для серьезных занятий мотоспортом есть только у тех детей, которым родители могут купить мотоцикл, автобус, материально помочь, чтобы сын или дочь занимались. Как показывает практика, из таких ребят редко что получается. Когда ребенок растёт в коллективе, он стремится к лидерству, добивается больших результатов и ценит их тоже больше. Но, несмотря ни на что, сильные молодые спортсмены сегодня есть, и остается надеяться, что будут появляться и профессиональные команды.

Кого ты считаешь своим основным конкурентом?

Основные соперники – время и я сам. Я стараюсь не прогнозировать до гонки, каким я приеду. Если хочешь выиграть – нужно к этому идти последовательно, шаг за шагом, а не оглядываться на более быстрых парней. Это трудно, но именно этого я требую от своих учеников.

Подпишитесь на «За рулем» в