Активные системы безопасности: запишем в актив

В этих аббревиатурах зашифрованы имена невидимых электронных помощников, спасающих жизнь водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях.
Дополнительный индикатор системы, наблюдающий за перестроениями из ряда в ряд, своевременно предупредит водителя об опасности, даже если соседний автомобиль спрятался в слепой зоне. В плотном городском потоке систему можно отключить, чтобы постоянно мигающая лампочка не отвлекала от управления.

Историю электронных систем активной безопасности отсчитывают с конца 1970-х, когда немецкая фирма «Бош» впервые установила на серийный автомобиль всем известную ныне ABS (Anti-lock Brake System – антиблокировочная тормозная система). Она, пожалуй, единственная, которую все производители автомобилей называют одинаково. Задача – не дать колесам заблокироваться при экстренном торможении, чтобы сохранить контроль над машиной.

Современные ABS неразделимы с системой EBD (Electronic Brake force Distibution), меняющей баланс тормозных сил в зависимости от загрузки автомобиля и сцепления колес с дорогой. Производители не балуют разнообразием в названиях, лишь Mercedes-Benz и Audi, как истинные немцы, используют собственную аббревиатуру EBV (Elektronische Bremskraftverteilung), да Peugeot с типично французской оригинальностью предпочитает другое сочетание букв – REF (Repartiteur Electronique de Freinage).

Последнее поколение систем стабилизации действует в сложной ситуации быстрее и точнее даже опытного водителя. Играя тормозами и тягой, электроника быстро исправит ошибку, допущенную человеком, и вернет автомобиль на нужную траекторию.

Следующим этапом стала борьба с буксующими колесами. Тут производители начали оригинальничать, придумывая для противобуксовочных систем (системы контроля тяги) всевозможные названия – например, TCS (Traction Control System) у Ford, Honda, Mazda, Opel; DTC (Dynamic Traction Control) – у BMW. Французские производители и представители концерна Volkswagen используют сокращение ASR (Automatic Slip Regulation), а Toyota – TRC (Traction Control). Методы борьбы прямо противоположны тем, что у ABS: притормозить излишне быстрые колеса для эффективного разгона и надежного сцепления с дорогой. Противобуксовочная система управляет и тягой двигателя, отключая зажигание, уменьшая подачу топлива или прикрывая дроссельную заслонку.

Усилитель экстренного торможения отличает аварийное замедление от штатного и самостоятельно дожимает педаль, добиваясь минимизации тормозного пути. При этом обычно включается аварийная сигнализация или начинают мигать стоп-сигналы, предупреждая движущихся следом об опасности. Если не брать в расчет французов, именующих свою систему AFU (l'Aide au Freinage d'Urgence), то другие названия схожи: EBA (Emergency Brake Assist) говорят Ford, Volvo и Land Rover, BAS (Brake Assist System) – Mitsubishi, HBA (Hydraulic Brake Assist) – Alfa Romeo, а Nissan использует схожую с баскетбольной аббревиатуру NBA (Nissan Brake Assist).

Ситроеновская система AFIL отслеживает положение автомобиля относительно линий разметки. При попытке пересечь их, не просигналив указателями поворота, включается вибрация подушки сиденья водителя с той стороны, куда отклоняется машина.

Система курсовой стабилизации призвана пресекать заносы и сносы – разумеется, когда они еще подконтрольны. Некоторые модификации следят за траекторией не только автомобиля, но и прицепа. Электроника ограничивает подачу топлива или выборочно подтормаживает одно колесо или несколько. Самое распространенное название – Electronic Stability Program, ESP, – является торговой маркой компании Bosh, лидера в разработке и производстве таких систем безопасности. Эту аббревиатуру используют Volkswagen, Fiat, Peugeot, Citroen, Mercedes-Benz, Opel.

Альтернативное название Dynamic Stability Control (DSC) предлагают BMW и Mazda, Vehicle Stability Assist (VSA) встречается на Honda и Acura, Ford устанавливает систему с красивым названием Interactive Vehicle Dynamics (IVD). Porshe и Mitsubishi придумали собственные имена – PSM (Porsche Stability Management) и MASC (Mitsubishi Active Stability Control).

Новое поколение активных систем безопасности умеет не только чувствовать, получая информацию от различных датчиков, но и видеть обстановку камерами и радарами.

Адаптивный круиз-контроль использует радар для сканирования пространства перед машиной. Когда дистанция до соседа становится опасно малой, электроника самостоятельно задействует тормоза – вплоть до полной остановки, если потребуется.

Помимо интеллектуального круиз-контроля, поддерживающего не только скорость, но и дистанцию до впереди идущего автомобиля, на некоторые машины устанавливают электронные ассистенты, следящие за дорожной разметкой. При перестроении из ряда в ряд c выключенным указателем поворота на моделях Audi начинает вибрировать руль (Audi Lane Assist), а на Citroen - часть подушки сиденья с соответствующей стороны (AFIL). А в Infiniti-M электронный помощник, предотвращающий уход с полосы (Lane Departure Prevention), даже вмешивается в управление, деликатно подтормаживая колеса то по одному, то по другому борту, не давая таким образом автомобилю покинуть занимаемый ряд.

Первой сканер слепых зон применила компания Volvo – BLIS (Blind Spot Information System). Светодиоды, встроенные в боковые зеркала заднего вида, сигнализируют о машине, находящейся в соседнем ряду. Но сегодня подобные устройства устанавливают не только шведы. Предупреждать водителя об опасности при перестроении умеют Infiniti (Blind Spot Intervention), Mercedes-Benz (Blind Spot Assist), BMW (Blind Spot Detection в составе Lane Departure Warning).

Одна из самых свежих новинок в сфере борьбы за беззаботную жизнь пешеходов и страховых компаний – система City Safety от Volvo. На скоростях до 30 км/ч она практически полностью исключает ДТП, включая экстренное торможение, если водитель отвлекся. Этот электронный помощник сканирует объекты на расстоянии до 6 м и обрабатывает поступающие от радара данные 50 раз в секунду. Система распознает не только машины, но и пешеходов, в том числе - детей ростом от 80 см.

Автомобили видят и днем и ночью.

Приборы ночного видения распознают объекты в темноте раньше, чем они появятся в свете фар. Часто предоставленная ими фора помогает избежать опасной ситуации на дороге.

Cadillac первым, еще в 1999 году, представил систему ночного видения Night Vision. Зоркий помощник информирует водителя об объектах на расстоянии до 300 м. Мерседесовская система Night View Assist Plus, которая и раньше различала в темноте людей на расстоянии до 80 м, в новой версии предупреждает об опасности не только водителя, но и самого пешехода. Если нет встречных машин, электроника направляет луч фары на человека, акцентируя тем самым внимание обоих участников движения.

Пассивная безопасность автомобилей уже достигла высокого уровня, а потому кардинально улучшать защитные свойства машины становится неоправданно дорого. Поэтому все разработчики сконцентрировались на электронных системах, помогающих предотвратить аварии. Тенденции очевидны: таких помощников в ближайшие годы станет еще больше. И это логично: лучше бороться с причинами, нежели со следствием.

Подпишитесь на «За рулем» в