Автолёт: новый вид транспорта

На страницах зарубежной и нашей печати появились сообщения о новом типе летательного аппарата, который по условиям эксплуатации приближается больше к автомобилю, чем к самолету или вертолету. Этот аппарат получил название автолёта. Какими же особенностями обладает автолет по сравнению с автомобилями, самолетами, кораблями? Является ли он действительно прообразом транспорта будущего?

Впервые идея использования «эффекта влияния близости земли» возникла у К. Э. Циолковского. Еще в 1927 г. он предлагал создать новый вид дорожного транспорта с вагонами, скользящими над желобом. Между ними должно было быть небольшое пространство, заполненное сжатым воздухом, вытекающим из вагона. Воздух использовался в качестве воздушной смазки.

На подобной идее и основан принцип действия автолёта. Какими же особенностями обладает автолет по сравнению с автомобилями, самолетами, кораблями? Является ли он действительно прообразом транспорта будущего? Для его передвижения не требуется каких-либо особых дорог. Автолет может двигаться по болоту, снегу, песку или воде. Он является машиной-амфибией, для эксплуатации которой не нужны пристани, причалы и т. п. По сравнению с самолетами или вертолетами автолет обладает такими бесспорными преимуществами, как меньшие затраты мощности, необходимой для поддержания его в воздухе, внешней простотой конструкции и легкостью управления. На 1 т полетного веса для самолета нужна мощность 200 л. с, для вертолета — 400 л. с, автолет же требует всего 6 0 — 100 л. с.

Теперь сопоставим его с автомобилем. Достоинствами автолета будет высокая проходимость, иными словами вездеходность, а также ничтожные потери на трение о воздух.

Меньшие сопротивления движению удается получить при полете автолета над водой. Это позволит ему развивать значительно более высокую скорость по сравнению с морскими и речными судами.

Ну, а недостатки? Автолетам присущи специфические особенности, которые могут ограничить сферу их применения. Это прежде всего дополнительные затраты мощности на «висение». Ведь ни сухопутные, ни водные транспортные средства, находясь в неподвижном состоянии, не расходуют мощности.

Фирма Кертисс Райт (США) построила легковой автолет полетным весом 1300 кг (включая вес двух пассажиров). Он был описан на страницах журнала «За рулем». Двигатель мощностью 300 л. с. приводят в действие два горизонтально расположенных вентилятора. Высота висения — около 300 мм, скорость — 96 км/час. Аппарат выполнен по камерной схеме с реактивной тягой.

Экспериментальный автолет создала фирма Форд. Его нагрузка 2 т, скорость 65 км/час и высота висения 1,2 м. Преодолеваемый им подъем равен 30%. Аппарат снабжен двумя турбовинтовыми двигателями мощностью по 300 л. с. каждый, приводящими в действие одновременно вентиляторы и тяговые винты. Собственный вес — 4 т, удельное давление в подушке — 0,007 кг/сма. Способ создания подушки — сопловый.

Сравнительные данные о рентабельности применения автолетов, грузовиков-амфибий и вертолетов в зависимости от дальности рейсов дают основание предполагать, что у автолетов большое будущее, но прежде чем они станут такими же совершенными аппаратами, как ныне вертолет или автомобиль, пройдет еще много времени, и придется затратить немало

труда.

Подробнее об автолётах можно прочесть в статье кандидата технических наук, инженера Б. МИХАЙЛОВА.

Ну а еще немало интересного можно обнаружить по этой ссылке.

Подпишитесь на «За рулем» в