Кто крайний?

КТО КРАЙНИЙ?

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

КТО КРАЙНИЙ?

"РУЛЕВЫЕ" НАКОНЕЧНИКИ "ЖИГУЛЕЙ" - ИЗМЕРЯЕМ УГЛЫ, УСИЛИЯ И... ХРУПКОСТЬ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Полное название этих изделий у прилавка не выговоришь. "Наконечники крайней тяги рулевой трапеции наружные для классических "жигулей" - каково? В общем, сегодня проверяем "крайние рулевые". Или, еще короче - выясняем: кто крайний?

Основных видов приобретенных изделий, как всегда, два: "наши" и "не наши". "Наши" еще делятся на две подгруппы: по примененным материалам и способам термообработки шарового пальца. Так, изделие от ЗАО НПО "Белмаг", представленное на фото 1, имеет (запаситесь терпением!) шаровой палец, изготовленный из стали 12ХН методом холодной высадки с последующей нитроцементацией сферической поверхности головки на глубину 0,1-0,3 мм и закалкой токами высокой частоты до твердости HRC 55-61. Такие пальцы многие производители закупают в ООО "Белебеевский завод "Автокомплект". Аналогичным образом изготовлены изделия от "ВАЗинтерсервис" (фото 3). Остальные отечественные "рулевые" содержат шаровые пальцы из стали 40ХН с последующей механической обработкой и объемной закалкой до твердости примерно НRC 30. К этой группе относятся миасский "Кедр" (фото 2), два изделия с владимирского "Прогресса" (фото 4 и 5), безымянный наконечник (фото 6), проданный нам как "белебеевский" и оказавшийся на поверку тоже владимирским, а также "секонд-хэнд" с московского рынка (фото 7). Квартет "иностранцев" представлен британским "Локхидом" (фото 8), швейцарским "Федерал могул" (фото 9), испанским "Ай-Эр-Би" (фото 10) и итальянским ОКАПом (фото 11).

Из особенностей конструкции представленных "рулевых" отметим следующее. Все "россияне", а также итальянский ОКАП имеют внутри пружину, поджимающую сферическую головку шарового пальца к поверхности полимерного вкладыша. Другим концом пружина упирается в опорную шайбу, завальцованную в корпус шарнира - это компенсирует износ трущейся пары. Остальные изделия не располагают пружиной - натяг обеспечивает прижим опорной шайбы к полимерному вкладышу при завальцовке.

Испытания проводились по программе, близкой к сертификационной. Каждый "бренд" был представлен двумя изделиями. Основные "законодатели" - конструкторская документация ВАЗ и РД 37.001.613-97 "Шаровые шарниры автотранспортных средств...". Результаты приведены в таблице. В качестве факультативной проверки испытали резиновые чехлы "рулевых".

Получилось следующее. При проверке продольных и поперечных углов качания претензий почти не возникло - только один из "итальянцев" оказался "вне игры". Во время "силовых упражнений" по выдавливанию и вырыванию пальцев из корпуса начисто провалились московские самоделки, компанию которым неожиданно составили "испанцы". А "урок геометрии" определил, что у "швейцарцев" и "испанцев" оказались слишком маленькие по нашим меркам головки.

Размер головок - только одна из составляющих долговечности "рулевого". Здесь играет роль не только диаметр сферической поверхности, но и чистота ее обработки, качество материала вкладыша, твердость поверхности (на случай частичного попадания грязи), а также конструкция защитных чехлов и их износостойкость. Выяснилось, что лучше других обработаны рабочие поверхности всех "иностранцев" и нашего "Кедра", остальные же ограничивались грубым шлифованием.

Нет однозначной трактовки результатов, касающихся твердости. На первый взгляд, провалились все зарубежные наконечники, кроме "Локхида", а также отечественные изделия от "ВАЗинтерсервис" с нитроцементацией, однако "наши" были оправданы! Эксперты пояснили, что в феврале 2000 года АО "АвтоВАЗ" разрешило белебеевскому предприятию проводить закалку до твердости HRC 39,1 - при этом поверхностная твердость таких пальцев все равно остается выше, чем у подвергавшихся объемной закалке. Что ж, значит у нас все в порядке.

Конструкция всех чехлов российского производства одинакова. Верхнее отверстие обрамлено завулканизированным в резину стальным кольцом - чехол надевается на шаровой палец с натягом, обеспечивающим герметичность. Край нижнего отверстия завальцован в металлическую обойму, напрессованную на проточку в корпусе. Чехлы изделий ОКАП и "Локхид" по верхнему отверстию уплотнены натягом резины, а "Федерал могул" и "Ай-Эр-Би" - по верхнему и нижнему отверстиям наружными стальными или полимерными кольцами. Все описанные конструкции способны надежно удерживать смазку и защищать изделия от пыли и грязи.

Ради интереса провели дополнительные испытания резиновых чехлов. Такая проверка не вполне корректна - "по науке" полагается испытывать образцы стандартной формы, а не те заготовки, которые реально можно вырезать из готового изделия. Тем не менее любопытство пересилило... Самая низкая условная прочность при растяжении оказалась у столичных "бомжей", а самая высокая - у "испанцев" и "ВАЗинтерсервис". Испытания на морозе выдержали все - использовать термин "хрупкость" не понадобилось. А вот "купание" в специальной жидкости СЖР-3, имитирующее старение материала в реальных условиях, не понравилось никому - в частности, все "прогрессы" разбухли аж вдвое! Меньше других изменили свой объем миасский "Кедр", "Белмаг", ОКАП и "Локхид", причем "иностранцы" продемонстрировали "особое мнение" и даже "похудели".

Лучшими по результатам испытаний стали "Белмаг" (№ 1), "Кедр" (№ 2) и "Локхид" (№ 8) - их мы и рекомендуем в первую очередь на должность "рулевого". Проигравших же вы легко определите сами.

1. ЗАО НПО "Белмаг", Магнитогорск

Цена / 140 руб. за пару.

К "одежке" претензий нет: упаковка - в порядке, защитные голограммы присутствуют. Корпус - кованый, шаровой палец - "белебеевский", изготовленный холодной объемной штамповкой (высадкой) и прошедший термообработку. Испытания прошли без замечаний. Оценка: хорошо.

2. "Кедр", Миасс

Цена / 120 руб. за пару.

Поверхность сферы покрыта тонким слоем сплава "Нильбор-20" - чистота обработки соответствует лучшим импортным изделиям. В целом замечаний нет - даже факультативная проверка резиновых чехлов не дала повода для придирок. Оценка: хорошо.

3. "ВАЗинтерсервис"

Цена / 70 руб.

Изделие изготовлено с применением нитроцементации и закалки токами СВЧ. Замечаний по результатам испытаний нет, разве что поперечный угол качания с трудом втиснулся в дозволенные рамки. Да и упаковка не стала бы лишней - разбираться в товарных знаках потребитель не обязан. Оценка: удовлетворительно.

4. "Прогресс"

Цена / 65 руб.

Несколько результатов оказались на грани фола, но все-таки уложились в требования. Упаковка и маркировка в порядке, а вот с резиной, на наш взгляд, есть проблема. Оценка: удовлетворительно.

5. "Прогресс круиз", Владимир

Цена / 70 руб.

На наконечник нанесено специальное антикоррозионное покрытие. В остальном результаты очень близки к № 4. Оценка: удовлетворительно.

6. Типичное рыночное изделие

Цена / 70 руб.

Эти "рулевые" покупались как "белебеевские", но эксперты по маркировке наконечника и опорной шайбы определили, что это еще одни выходцы с владимирского "Прогресса". Упаковки, естественно, нет, а результаты практически идентичны № 4 и 5. Оценка: удовлетворительно.

7. "Московские ремонтные"

Цена / 45 руб.

Надо полагать, изношенный наконечник был снят с автомобиля и развальцован. Корпус расточили, после чего вкладыш и шаровой палец заменили на новенькие и изделие вновь завальцевали. Любопытно, что в двух "рулевых" оказались пальцы разной "породы": один - "белебеевский", другой - "объемной закалки". В любом случае оба пальца легко выдавились из корпусов - вполне ожидаемый результат. Прочность резины - самая низкая из всех. Оценка: плохо.

8. Lockheed, Великобритания

Цена / 190 руб.

"Британцы" понравились: упаковка есть, маркировка имеется, параметры в норме. Оценка: хорошо.

9. Federal Mogul, Швейцария

Цена /170 руб.

Упаковка в порядке, а вот с цифрами дело похуже: диаметр шарового пальца - 22 мм вместо привычных нам 26. Ресурсных испытаний подобных изделий, насколько нам известно, ВАЗ не проводил, а потому вопрос о правомерности их установки на "жигули" остается открытым. Твердость также маловата - всего HRC 24-26, хотелось бы 28... Оценка: плохо.

10. IRB, Испания

Цена / 120 руб.

Изделие продавалось в упаковке, но на этом достоинства заканчиваются. Судите сами: "шарик" - небольшой, твердость - хуже всех, сила выдавливания пальца из корпуса - также "не в кассу". Оценка: плохо.

11. ОСАР, Италия

Цена / 130 руб.

Упакованные "итальянцы" оказались однобоко развитыми. Вырвать шаровой палец у одного из них так и не смогли - не хватило даже усилия 6 тонн! Зато тот же наконечник неожиданно отказался отклоняться на нужный угол, а оба вместе предпочли мягкость твердости. Оценка: плохо.

Подпишитесь на «За рулем» в