Закон о полиции: год без дяди Степы

Ровно год назад мы распрощались с милицией. Но прекрасная мечта о хороших полицейских, которые быстро придут на смену плохим милиционерам, пока не осуществилась.

ВСЁ ТЕ ЖЕ ЛИЦА

В ноябре 2011-го министр внутренних дел Рашид Нургалиев, поздравляя сотрудников с традиционным праздником (в том же году переименованным в День сотрудников органов МВД), рапортовал об успехах. Однако, если судить по предновогоднему опросу социологов Левада-Центра, граждане этих успехов почему-то не заметили: 53% опрошенных считают, что ничего в работе полиции не изменилось, 25% уверены – положение ухудшилось, только 8% думают, что ситуация изменилась к лучшему (15% затруднились дать ответ). Вообще, лишь 15% опрошенных считают появление этого закона важным для страны, отказ от перехода на зимнее время и то привлек больше внимания (16%).

Еще более мрачная картина вырисовывается по итогам опроса на сайте Superjob.ru (ноябрь 2011 года): подавляющее большинство россиян (70%) полицейским не доверяет, причем 25% опрошенных однозначно не доверяют, 45% – скорее не доверяют, чем доверяют. Характерно, что степень недоверия растет с возрастом: если среди опрошенных моложе 24 лет настороженно относятся к сотрудникам правоохранительных органов 63%, то среди респондентов старше 45 лет – уже 85%.

Наверное, можно радоваться, что по сравнению с прошлыми годами уменьшился процент тех, кто считает: положение дел ухудшается. Но важнее то, что доверия к полиции в обществе ничуть не больше, чем к милиции, – то есть унизительно мало.

Небольшая выборка из сообщений СМИ. Январь 2011 года: в Волгограде задержана банда сотрудников ГАИ. Они грабили водителей на трассе, ведущей в Москву. Май: в Подмосковье за покушение на мошенничество и насилие в отношении представителя власти задержан и. о. замкомандира одного из спецбатальонов ДПС ГИБДД. Он пообещал коллеге, которого обвиняли в мошенничестве, «отмазать» его за 45 тыс. евро; при задержании пытался бежать и ранил сотрудника ФСБ. Июль: в Москве арестован крупный чиновник ГИБДД России; за 250 тыс. рублей он предлагал «блатной» номер, дававший привилегии. Октябрь: экс-глава ГИБДД города Асбест Свердловской области организовал наркотрафик из Казахстана в Россию; страж порядка попался, когда ввез в страну почти 140 кг гашиша и марихуаны, и получил десять с половиной лет в колонии строгого режима. Ноябрь: в Интернете появился ролик, где старший офицер ГИБДД из Омска материт своих сотрудников за то, что не выполняется план по протоколам, – «дописать» нужное количество, по мнению начальника, совсем не проблема… Декабрь: в Московской области приговорены к пожизненному заключению два бывших милиционера, на счету которых 22 убийства и десятки ограблений на дорогах. Январь 2012 года: в Кирове задержан начальник областного управления ГИБДД при получении взятки за выдачу «блатного» номера, содержащего буквы ТТТ; против полковника возбуждено уголовное дело.

Я не пытаюсь очернить сотрудников полиции. Да и зачем? Аттестация, которая прошла в прошлом году и была призвана «очистить ряды от попутчиков», по признанию всех опрошенных мной сотрудников ГИБДД (как в столице, так и в регионах), превратилась в пустую формальность. Да и нереально это – за каких-то три месяца (потом сроки были продлены) «проверить на вшивость» свыше миллиона милиционеров. Каким образом? По разработанным в спешке методикам? И кто проводил аттестацию? Всё те же милицейские начальники. Кстати, из них по разным причинам (в основном по возрасту) не прошли аттестацию всего 6%, практически все остались служить – только на других должностях.

Но в целом количество сотрудников органов внутренних дел сократилось на 20%. Сделать это удалось, во-первых, за счет сокращения вакантных на тот момент штатных единиц, а во-вторых, за счет сотрудников низовых подразделений. Любой водитель, к примеру, обратил внимание, что сейчас почти не увидишь гаишную машину в засаде; даже на постах ДПС, по крайней мере на выездах из Москвы, теперь практически нет бдительных инспекторов. Оказывается, стоять там просто некому! И ждать прибытия сотрудников на место ДТП тоже приходится дольше.

Еще один важный показатель, уже «для внутреннего пользования»: статистические данные службы собственной безопасности МВД о коррупции среди сотрудников после реформы практически не изменились.

ЗАКОСТЕНЕЛАЯ СИСТЕМА

Можно, конечно, сказать: прошло слишком мало времени, чтобы люди почувствовали хотя бы первые результаты. Только сложно ждать перемен, если по сути ничего не изменилось ни в структуре, ни в наборе прав и обязанностей сотрудников. Сохранена жесткая централизация МВД, в неприкосновенности осталась «палочная» отчетность, в которой главное – раскрываемость преступлений (в нашем случае – фиксация нарушений ПДД). Что касается обязанностей будущих дорожных полицейских, то главу, где об этом идет речь, и вовсе почти нетронутой перенесли из Закона о милиции начала 1990-х (об этом мы писали в ЗР, 2010, № 10; 2011, № 1). Единственной новацией стала формулировка пункта о проведении техосмотра: раньше ГИБДД его просто проводила, теперь дорожная полиция «осуществляет надзор за проведением ТО».

Формально в Законе о полиции сделана попытка как-то изменить систему. Например, путем введения требования об отчетах перед населением, а также обязательной организации общественных советов. Но только формировать их должны сами полицейские начальники! Поэтому не стоит ждать, что в общественном совете ГАИ России, если он будет когда-нибудь создан, появится кто-то из лидеров неформального «Общества синих ведерок». Впрочем, ни на официальном сайте ГИББД, ни на сайтах ГАИ Москвы и Московской области упоминаний о таких структурах нет. А поисковые системы на этих сайтах на запрос «общественный совет» выдают самые разные «советы». Например, обязательно перевозить детей в специальных креслах. Словом, отличная получается «обратная связь»! Вернее, ее неприкрытая симуляция…

Той же оценки заслуживает система отчетности; о ее порочности говорят даже сами полицейские. Началом полноценной реформы мог бы стать отказ от плана по выявлению нарушителей и переход к оценке работы по данным об уровне аварийности на том или ином участке дороги. Но подобные новации даже не обсуждались. Что говорить, если даже обсуждение проекта закона, написанного генералами МВД, поручили провести… тем же генералам МВД.

Впрочем, так ли все плохо? В рамках реформы наконец приняли закон о социальных гарантиях для стражей порядка, им повысят (как обещают, с этого года) должностные оклады. Только вот к повышению доверия граждан или росту эффективности работы МВД это прямого отношения не имеет.

Но мы по-прежнему хотим увидеть на улице «дядю Степу» – честного, доброжелательного, образованного офицера, который реально поможет в сложной ситуации. Увы, пока мечты о хорошем полицейском остаются мечтами.

НА ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМЫ МВД В 2012 ГОДУ ВЫДЕЛЕНО 138 МЛРД. РУБЛЕЙ, В 2013‑М – 189 МЛРД.

Подпишитесь на «За рулем» в