Нам подвластен этот гост

НАМ ПОДВЛАСТЕН ЭТОТ ГОСТ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКСПЕРИМЕНТ

НАМ ПОДВЛАСТЕН ЭТОТ ГОСТ

"ДОРОГУ ЗАПЛАТАМ!" И "КТО ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ?"

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

Сурова действительность российских дорог. И страшно далека она от желаемой. Ямы на асфальте - большие и малые, обилие лишних знаков и вместе с тем острая нехватка действительно нужных.

Но позвольте. Дорога и знаки на ней - все должно соответствовать ГОСТу, и кто-то должен за этим следить, если уж не в масштабах страны, то хотя бы в пределах одной отдельно взятой улицы. В "Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения..." (утверждено указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711) прямо так и сказано: контроль за состоянием дорог и установкой знаков - одна из главных обязанностей ГИБДД.

Давайте-ка проверим, как действует государственная машина в этой сфере нашей жизни. Влетев в очередную яму, мы готовы на всю улицу кричать, что найдем управу на тех, кто не поставил ограждения. Но к чему тратить нервы, рисковать здоровьем, не лучше ли заняться профилактикой?

АГОНИЯ ЯМЫ

Первый объект нашего эксперимента - выбоина, давняя напасть российских автомобилистов. Особенно зимой, когда резкие перепады температуры порой превращают полотно асфальта в подобие лунной поверхности с кратерами. В крупных городах с интенсивным движением уже почти невозможно вовремя заметить и объехать злополучную помеху. Поток плотный - особо не сманеврируешь и часто приходится лишь "расслабиться и получить удовольствие"...

Впрочем, говорить о ямах можно до бесконечности. Давайте выберем какую-то реальную. А заодно сверимся с ГОСТом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Сей документ гласит, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Фотографируем объект и пишем в отдел по организации дорожного движения УГИБДД города Москвы заявление. Текст бесхитростный, все просто и понятно: "На перекрестке улиц Радио и Красноказарменной образовалась яма, ее размеры превышают нормы ГОСТ Р 50597-93. Яма расположена прямо на повороте у правого края дороги. Просьба дать предписание дорожным службам принять меры для ремонта дороги". Прилагаем фото, ставим скромную подпись: житель Центрального округа такой-то, опускаем в почтовый ящик.

Через пару недель отправляемся "на инспекцию". Вот знакомый перекресток. Инстинктивно ждем удара передней подвески о замерзший грунт и... гладко проплываем по свежей битумной заплате. Яма, которая мусолила глаза больше года (сколько же раз мы побывали в ее лоне!), исчезла.

Скажем спасибо столичному УГИБДД. А тем, кто возразит: "К чему похвалы? Это же "их" обязанность", ответим: да очень хочется, чтобы инспекторы поделили всю Москву на зоны и ежедневно прочесывали их с линейкой на предмет "отлова" больших ям. И все же будем реалистами. У ГИБДД сил на это не хватает (с пробками бы справиться). Между тем от обязанности отдавать предписания дорожникам латать дороги инспекцию никто не освобождал. Так почему бы нам, автомобилистам, этим не воспользоваться? Себе во благо.

ЗНАК - ОДИН НА ВСЕХ

Есть в Москве и другая беда - нерегулируемые перекрестки. По непонятной причине их сделали... как бы это сказать - ненормальными. И ежу ясно: если с одного направления висит знак "Уступи дорогу", то с другого должен быть "Главная дорога". В главном же городе России "главным" знаком откровенно пренебрегают. Подъезжает водитель к такому перекрестку (с той стороны, где знак "Главная дорога" забыли повесить) и гадает: ехать вперед или пропускать помеху справа? Впрочем, теряются в такой ситуации чаще всего "чайники". Матерые "водилы" высматривают сквозь придорожную растительность "чужой" знак "Уступи дорогу", что висит на пересекаемом направлении, и пролетают перекресток без остановки.

Вспоминаю автошколу. Инструктор по вождению учил: "В Москве равнозначных перекрестков нет. Если ты не заметил знака "Уступи дорогу" на своей стороне, значит, он висит на другом направлении..." Вот до чего дошло - так учат!

А куда, собственно, делись знаки "Главная дорога"? Неужели в дефиците? ГОСТ 23457-86 предписывает: этот знак "должен применяться для обозначения дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков".

Ну, а коли есть ГОСТ, значит, есть и повод обратиться в ГИБДД.

Снова пишем: "Просьба принять меры по установке знака "Главная дорога" на перекрестке Даева, Костянского и Ананьевского переулков. Отсутствие данного знака является нарушением ГОСТ 23457-86 и создает нервозную обстановку на данном участке дороги...". Подпись обычная - житель столицы такой-то.

Результат обнаружили через пару недель (вы тоже можете увидеть его на фото). И вслед за этим автор письма вынул из своего почтового ящика конверт с письмом от заместителя начальника отдела организации движения ГИБДД Москвы подполковника С. Кузнецова. Он сообщал: обращение рассмотрено, меры приняты.

ГОСУДАРСТВО - ЭТО МЫ

У нас есть возможность хоть как-то влиять на дорожную ситуацию в городе, тем более что ГИБДД довольно быстро реагирует на письменные обращения автомобилистов.

Наш эксперимент не закончен - мы готовы продолжить его вместе с читателями (теми, кто захочет пойти по нашему пути). Если ваши попытки окажутся не столь успешными, мы готовы помочь - разместить ваше обращение на сайте ЗР в сети Интернет (по адресу www.zr.ru). Специально для этого мы открыли две фотогалереи под названием "Дорогу заплатам!" (о ямах) и "Кто здесь главный?" (касательно знаков). Тут будем помещать фотографии тех мест, где обнаружены большие ямы, где недостает нужных знаков или возникли иные подобные помехи для нормального движения. Одновременно мы обращаемся и к ГИБДД - полноценно использовать этот рычаг для сотрудничества с нами, чтобы совместно улучшать обстановку на наших многострадальных дорогах.

Вот такая была здесь яма. Теперь вместо нее - заплата.

Знаки на перекрестке до и после обращения автора в ГИБДД. ГОСТ торжествует.

Подпишитесь на «За рулем» в