Гипотония

ГИПОТОНИЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

ГИПОТОНИЯ

В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ - СВОИ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЛИХОШЕРСТОВ

Если отказывает система смазки, то самый могучий мотор в считанные секунды становится грудой железа. В лучшем случае его ждет серьезный ремонт, в худшем - свалка.

Не вдаваясь в теорию, напомним, что любой двигатель имеет трущиеся детали. В поршневом главная - это поршень с кольцами. Те, кто ремонтирует моторы, ведают, с каким сопротивлением перемещается поршень внутри даже хорошо смазанного цилиндра! А если смазки не будет? Да еще с учетом реальной скорости поршня? Трение так разогревает детали, что они начинают свариваться. И двигатель заклинивает. Самое трудное при ремонте такого мотора - разобрать его.

В двигателе видим многочисленные подшипники скольжения: вкладыши коленчатого вала, "постель" распределительного вала и т.д. Они нормально работают, когда в зазоры подается масло под достаточным давлением, чтобы даже при максимальной нагрузке не возникло "сухого трения" металла о металл. При низком давлении вкладыши "плавятся", зазоры непомерно растут, слышен тяжелый стук коленвала. Не хочешь совсем развалить двигатель - доставай буксирный трос...

Конечно, одноименные детали разных двигателей конструктивно отличаются. Но закон для всех один: без смазки им не жить.

ВЕСЬМА ТИПИЧНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Из-за чего постигает беда? Вот примеры из жизни.

Первый пример. Наш читатель "А" на "шестерке" ехал со скоростью 100 км/ч, когда вспыхнула лампа аварийного давления масла. До гаража пять километров... "Дотяну, а там посмотрю", - решил водитель, сбавив скорость. Лампа по-своему "вопила" о беде, но упрямый "А" "тянул"... пока двигатель не заклинило.

Заметьте: давление исчезло при оборотах выше 3000..! Значит, насос вообще не работал! Сломался? "Кончился" привод (рис. 1)? На старых моторах сильно изношенные шлицы в приводной шестерне 2 насоса нередко срезаются - и она проворачивается вокруг валика 4 насоса. Вот он и умолкает... Проверить это несложно: сняв распределитель, увидите шестерню. Вбейте в ее отверстие подходящую палочку - и вынимайте. Если шлицы срезаны, то насос не работает.

Как доехать до магазина запчастей? Из тонкой жести согнем П-образную скобочку (рис. 2), вставим снизу в отверстие шестерни и напрессуем ее на валик насоса. Повторится беда - гнем новую скобочку.

Что в этом примере обращает на себя внимание? Смазочные каналы чисты, масла в картере полно... А насос не работал.

Второй пример. "Б" утром пустил мотор старенького VAZ 21053. Все было как обычно, но при прогреве загорелась лампочка аварийного давления и гасла только при оборотах выше 2000. "Пусть мотор остынет! - решил водитель, - поездку пока отложу".

Разберемся, что произошло. В поддоне 8 картера "пожилого" мотора скапливается немало мусора. Мелкие соринки проникают через сетку маслоприемника 9 и, случается, их защемляет редукционный клапан 7, как раз в то время, когда начнет закрываться. Оставшейся щели достаточно, чтобы снизить давление. Но при следующем холодном пуске клапан вновь откроется - и выпустит соринку. Она отправится в фильтр 5. Значит, решение водитель принял правильное (альтернатива - снимать поддон, лезть в насос...). А мы для себя сделаем вывод : чем чище система смазки, тем меньше вероятность подобных "приключений".

Третий пример. "В", купив подержанный VAZ 2107, первым делом заменил в двигателе масло и фильтр. Наслушавшись "советчиков", промывать систему не стал: говорят же, что все масла можно смешивать! А на другой день звонит мастерам: "Давление пропало!" Поехали разбираться. При осторожной "прогазовке" лампочка, как и в случае с читателем "Б", гасла лишь при 2000 об/мин.

Сняли поддон... - и ахнули! Изнутри все, включая сетку маслоприемника, в зернистых отложениях, будто масло свернулось. Вот вам и смешивание!

Пришлось-таки чистить и мыть систему, снова менять масло, фильтр. Скупой платит дважды.

Помните: меняя неизвестное масло на другое, систему стоит промыть! Если нет специального промывочного масла, используйте то, которое собираетесь залить.

Четвертый пример. Читателя "Г" подвела собственная старательность. Когда ставил в двигатель новый масляный насос, решил уплотнить стык герметиком. Давление пропало дня через два. Симптомы те же, что у "Б" и "В": лампа гасла только при повышенных оборотах. Вскрыли насос. Оказалось: кусочек герметика попал в клапан.

Что роднит случаи "Б", "В" и "Г"? Нормальной работе насоса мешала... грязь, попавшая в редукционный клапан. Но бывает, что насос с клапаном в полном порядке, а "непроходимость" возникает в других местах.

ИЗ ОБЛАСТИ ЭКЗОТИКИ

Замечательный был " Moskvich 2140" у опытного автомеханика "Д". Старенький, но "настроенный" так тщательно, что хозяин любил при случае этим прихвастнуть. И вот, когда грянул 27-градусный мороз, он скромно заявил: "Мой мотор заведется не хуже вазовского!" Тот действительно завелся. Но после того, как "Д" прибавил оборотов, секунд через 15-20 раздался удар - заклинило. Разобрались в причинах. Многоопытный "Д" забыл, что слишком вязкое масло не годилось в такой мороз. Часть его насос "выдавил" наверх, к ГРМ, и оно, вязкое, там "зависло" - жди, когда нагреется и стечет в картер! А маслоприемник засосал воздух - очень "неважную" для деталей смазку...

Здесь напомним следующее. Если придется пускать двигатель в сильный мороз, а в масле вы не уверены, будьте начеку - услышите глухие стуки, значит, оно к вкладышам не поступает. Одновременно вспыхнет красная лампа. Двигатель надо немедленно выключать. В мороз неосторожные водители не раз гробили моторы. Может быть, наше предостережение кому-то поможет.

И последний случай. Читатель "Е" - водитель-профессионал первого класса, из тех, кто лучшим в мире автомобилем считает "Волгу", особо почитал ее легендарную "выносливость". Видимо, поэтому "Е" заправлял мотор (ЗМЗ-402) маслом из той же бочки, что и грузовики: дескать, автол ей только на пользу.

...При очередном ремонте в двигатель установили новенький коленчатый вал, а через 40 тысяч кончился шатунный вкладыш третьего цилиндра. Четыре драгоценных дня отпуска ушли на ремонт - в заштатном городке сервисом не избалованы. Но сняли, разобрали... Вот "размазанный" вкладыш, а вот и причина: вывернув резьбовые заглушки смазочных каналов в "щеках", обнаружили, что третий напрочь забит грязью, да и остальные немногим лучше.

При всем различии последних двух примеров у них есть общее: масло не поступало к деталям, хотя насосы были исправны.

"МОЖНО ОСТОРОЖНО..."

"Гипотония" смазочной системы бывает и по другим причинам. Забитый грязью масляный фильтр "съедает" значительную часть давления, создаваемого насосом, - деталям двигателя достанется меньше. Износ шеек коленвала и их вкладышей означает рост зазоров, от которых зависит давление. Больше зазоры - меньше давление. Это знает каждый грамотный водитель.

В перегретом на несколько градусов двигателе масло более текучее, давление снижается и риск повредить детали еще больше. Это ли не повод заняться системой охлаждения! Тем более, что перегрев, детонация и т. п. способны подложить самую большую свинью! Если прогорает прокладка головки и блока цилиндров, охлаждающая жидкость может стекать в картер и смешиваться с маслом в "эмульсию". Хлебнув этой жижи, трущиеся детали быстро прикажут долго жить.

Необъяснимое "исчезновение" охлаждающей жидкости - повод для тревоги. Течет на землю - полбеды, а в двигатель - нельзя! Если масла стало "больше", а после суток стоянки из поддона можно сливать воду - картина ясна: отстоявшись, вода "отслаивается", собирается внизу и первой вытекает.

А бывает, охлаждение в порядке, а масла опять-таки "стало больше"... Только попахивает оно бензином. Ищите, каким образом горючее попало в картер! Чаще всего - через прохудившиеся диафрагмы бензонасоса (рис. 3). Косвенный признак - черный дым выхлопа, а то и неровная, с пропусками работа двигателя по причине переобогащения рабочей смеси бензином: "лишние" его пары через систему вентиляции засасываются в карбюратор.

Можно ли ездить в этом случае? Шутники говорят: можно, но осторожно, имея в виду, что мотор вот-вот выйдет из строя.

Рис. 1.

Конструкция привода масляного насоса VAZ 2101...2107:

1 - валик привода масляного

насоса и распределителя

зажигания;

2 - шестерня привода;

3 - бензонасос;

4 - валик шестерни

масляного насоса;

5 - масляный фильтр;

6 - масляный насос;

7 - редукционный клапан;

8 - поддон картера;

9 - маслоприемник.

Рис. 2. "Ремонт" приводной шестерни.

Рис. 3. Бензонасос с порванными диафрагмами - причина появления бензина в картере: 1 - рабочие диафрагмы; 2 - предохранительная диафрагма.

Подпишитесь на «За рулем» в