11
12
?•' У •7'•• -' •г*—«вц».па» -?~,~эИ»*4<й*• -^Sr" "4 • •Осенний фото-этюдФото M. Х анаЯнж. Д. ЯРОШЕВНАБОРЬБУсОСЕННЕЙРАСПУТИЦЕЙ!ЕИСЧИСЛИМЫ убытки,' приносимые нашему хозяйству осенней распутицей. Отрезанность многочисленных населенных пунктов от хозяйственной и культурной жизни Союза, порча инвентаря, скота, машин, мучительная работа людей, — все это в переводе на деньги слагается в колоссальную сумму, выбрасываемую ежегодно на ветер, вернее, в грязь. Начать организованную борьбу с осенней распутицей нам, наконец, необходимо. Самопомощь местного населения и рациональные технические методы борьбы должны лечь в основу этой очередной работы. Ухудшение проезда по грунтовым дорогам осенью и весной — распутица -—появляется с обилием на дорогах воды, а также при пониженной температуре воздуха, что усиливает вредное действие влаги на грунт. В результате вредного влияния воды и низкой температуры на дорогах получается следующее: 1. Отдельные места дорог сплошь или частично заливаются водой, при чем от застойной воды грунт совершенно размокает, образуя непроезжие места. 2. Даже при наличии естественного водоотвода поверхность дороги размокает и прорезается глубокими колеями вследствие плохого качества грунта. 3. Быстро текущая вода делает глубокие оазмывы дороги, если нет соответственного укрепления дорожного полотна. 4. Дорожные сооружения — м остыи трубы — портятся и могут быть снесены паводками, если их отверстия недостаточны для пропуска воды или если они совершенно безграмотно построены.НВсе это ставит перед нами следующие требования, которые необходимо соблюдать при улучшении грунтовых дорог. Надо придавать выпуклость полотну с одновременным устройством боковых канав для отвода воды вдоль дороги в пониженные места. В пониженных местах нужно отводить воду с дороги в поперечном направлении канавами, через которые устраивать трубы и мостики, подсыпая к ним с обеих сторон насыпи для в'езда. Высота насыпей должна быть достаточной, чтобы пониженное место не оказалось бы в распутицу под водой. Быстро размокающий и легко прорезывающийся во влажном состоянии грунт нужно улучшать добавками (гравием, песком), имея на плохих местах постоянный запас этого материала для ремонта дороги в распутицу. Могут встретиться настолько тяжелые условия работы на отдельных участках дороги, что потребуется замощение их крупным камнем или укрепление лесоматериалами (хворостом или настилом жердей, пластин и пр.). Размывающиеся канавы (боковые, нагорные и поперечные для пропуска воды под мостиками) нужно сразу же, как только замечено размывание, укреплять одерновкой, мощением, а в особо крутых местах устраивать перепады для уменьшения скорости течения воды. Мосты и трубы нужно строить в надлежащих местах и давать им достаточное отверстие для пропуска паводковых вод. Все эти технические мероприятия, парализующие действие распутицы, нужно производить заблаговременно весной и летом, с таким расчетом, чтобы к осени плотность грунта была бы достаточна для сопротивления проезду.И Осенью необходимо вести самый тщательный уход за дорогой, который выражается в следующем. Все имеющиеся канавы необходимо до наступления распутицы прочистить и исправить в нужных местах и затем зорко следить за их работой. Ямы и лощины на полотне должны быть исправлены. Для этого прежде всего необходимо выпустить из всех углублений воду в боковые канавы. После этого неровности сглаживаются машинами или вручную, при чем бугры срезаются, а ямы засыпаются с утрамбовкой. Траву на полотне и откосах нужно скосить и убрать как только кончится ее рост. На улучшенных грунтовых дорогах нельзя упускать ни одного благоприятного момента для прохода утюгом по намечающимся колеям. При этом помимо заравнивания колей и неровностей из грунта выжимается влага, которая скатывается в боковые канавы и дорога быстрее сохнет. При помощи утюга производится и разравнивание добавок (песка, гравия) из выставленных конусов на обочинах в местах со скверным грунтом. Сказанным далеко не исчерпываются все рациональные мероприятия по борьбе с распутицей. В зависимости от местных условий и средств могут быть использованы самые разнообразные способы улучшения проезда—укрепление лесоматериалами, шлаком и др. С амоеважное , ч тобы за дорогами был постоянныйтехнический надз ори ух о д. Тогда улучшение грунтовой сети будет итти все время вперед и все более будет увеличиваться помощь местного населения в борьбе с бездорожьем.Наши огромные возможности борьбы с бездорожьем до сих пор остаются далеко неиспользованными. Тракторы, работающие в сельском хозяйстве, необходимо использовать и на местных дорогах, особенно в свободное время. Пока это делается в ничтожных размерах. Привлечение помощи местного населения идет недостаточно быстро, отчасти вследствие неуверенности и слабой настойчивости местных организаторов, а главным образом из-за совершенно ничтожного обслуживания грунтовых дорог техническим персоналом. В условиях центрального района систематизация подготовки дорог к осени мыслится следующим образом. Прежде всего необходимо наметить сеть дорог, на которой эта подготовка будет производиться. Основаниями для установления этой сети будут: значение дорог, наличие технического персонала, местные условия и пр. Технический персонал необходимо твердо распределить по районам намеченной сети. На обязанности специалиста будет лежать обследование своих дорог для твердого установления направления дороги, проектирования в нужных местах мостов и труб и подсыпей к ним. После этого можно будет организованно подойти к привлечению помощи местного населения, рационализировать снабжение дорожного строительства лесоматериалами, инвентарем и пр. Следующей задачей явится снабжение грунтовой сети простейшими машинами для обеспечения водоотвода на дорогах. Участки со скверным грунтом и тяжелыми гидрологическими условиями надо систематично улучшать с помощью местного населения. Одновременно потребуется организация ремонтной службы на грунтовых дорогах, на которой основывается в сущности вся борьба с бездорожьем. Инж. Д. ЯрошевОК ОММЕРЦИИиА ВТОДОРЕСОВХОЗ „Беззаботный" под Ленинградом в течение нескольких месяцев был об'ят волнением... ожидали трактор от своего шефа „Красного Путиловца". День, когда долгожданный трактор появился на совхозном горизонте, был истинным праздником. Ораторы говорили речи с импровизированных трибун... Фордзон для совхоза „Беззаботный" был собран из бракованных частей красно-путиловским коллективом Автодора. Трактор стоил коллективу пятьсот-шестьсот рублей. Мы сомневаемся, была ли продолжительна радость в Совхозе „Беззаботный". Через несколько дней, после прибытия трактора в конторе совхоза была получена официальная бумажка—„шеф" требовал от подшефного совхоза 2.500 руб. за свой „шефский" подарок. Итак, „шеф" наживал на своем тракторе всего две тысячи рублей. Характерно, что новый красно-путиловский фордзон стоит 3 200 рублей. Совхоз покорно выслал первую тысячу. Но „шеф" не успокоился и через некоторое время послал вторую бумажку с категорическим предложением немедленно уплатить остальные полторы тысячи рублей, „ибо в противном случае дело будет передано в суд". 12Так красно-путиловский коллектив Автодора подарил трактор своему подшефному совхозу. Эта простая история чрезвычайно поучительна. Конечно, весьма отрадно, что среди членов коллектива Автодора „Красного путиловца" имеются товарищи с коммерческой жилкой. Однако, нам кажется, что коммерческие способности этих автодоровцев заслуживают лучшего применения. Коммерческий уклон в автодоровских коллективах безусловно вредный уклон. Проявление этой излишней коммерческой сметки в отдельных коллективах несомненно обясняется недостаточным руководством со стороны областного центра. Впрочем неудивительно, что областной Автодор мало следит за работой коллективов. Где ему уследить, если он официально состоит из большого количества сверх-ответственных „почетных" товарищей, а на деле — из нескольких практических работник ов . Этим нескольким товарищам приходится разрываться на части, чтобы хоть в малой доле осуществлять необходимое руководство. Нужно дополнить Ленинградский областной аппарат Автодора такими работниками, которые смогут реально работать в Автодоре.Ленинград Арк. Млодик