ШОфЕ^&ОВГерой Советского Союза П. СЕМЕНОВВ № 23 нашего журнала за 1938 год была напечатана в порядке обсуждения статья т. Максимова, в которой он предлагал отменить стажировку водителей в автохозяйствах после окончания школы и увеличить количество часов обучения в автошколах за счет средств, расходуемых на стажировку. Целесообразность своего предложения т. Максимов обосновывал неудовлетворительной практикой стажирования в большинстве автохозяйств. Он писал, что хозяйственники смотрят на стажеров как на «принудительный ассортимент» и под всевозможными предлогами стараются уклониться от приема их в гаражи. Многие шоферы смотрят на стажеров как на «помеху» в выполнении плана грузоперевозок. Стажеры в большинстве случаев оказываются не в кабине, а в кузове автомобиля, превращаются в чернорабочих и выполняют работу, ничего общего не имеющую с автоделом. Знаний стажеров никто не проверяет, они работают без всякой системы и контроля, формально отбывая установленный срок работы в гараже. О важности и своевременности вопроса, поднятого т. Максимовым, • свидетельствуют многочисленные отклики наших читателей. Редакция получила десятки корреспонденции из разных уголков Союза от автоработников различных категорий. Пишут и бывшие стажеры — ныне квалифицированные шоферы IиП классов, и шоферы - стахановцы, обучившие за годы своей работы за рулем не один десяток стажеров, •автвшехшпга, члены квалификационных комиссий Гоеавтоинепекции, начальники автоучебных пунктов и другие. Получилась своего рода заочная читательская конференция по одному из весьма наболевших вопросов—стажировке водителей в автохозяйствах. Почти все читатели, за редкими исключениями, подтверждают безобразное отношение к вопросам стажировки как со стороны хозяйственников, так и Гоеавтоинепекции, не осуществляющей никакого контроля в этом деле. Мне часто приходится беседовать со стажерами, — пишет председатель квалификационной комиссии Кабардино-Балкарской автономной республики т. Тихонов. — Они заявляют: «Мы забыли то, что знали; ездим в кузове, моем, смазываем машину, а к самостоятельной работе за рулем автомобиля нас не допускают». Нередко даже стажеры-отличники, пройдя такую горе-стажировку, оказываются плохими шоферами — ездят 1 превышенной скоростью, с 3 плохо действующими тормозами, е большим люфтом руля. В ряде автохозяйств водители и ремонтники работают сдельно и поэтому им не до стажеров. Стажер, прикрепленный к водителю-сдельщику, — пишет механик автобазы Мослакстроя т. Жвкочи, — выполняет роль заправщика масла, обтирщика машины Его каждодневная обязанность — помогать лишь в подготовке автомобиля к выезду. Если стажер проходит практическую работу по ремонту у слесарей-сдельщиков, то также получает крохи знаний, так как слесари-сдельщики не уделяют ему должного внимания. Но можно ли из всего сказанного выше делать заключение о нецелесообразности стажировки в автохозяйствах? Большинство читателей, высказывающихся по этому вопросу, приходят к обратному выводу. Все причины, тормозящие нормальный ход практического обучения стажеров в автохозяйствах, являются вполне устранимыми, — пишет т. Ефремов вв г. Горького. — Отношение некоторых хозяйственников, руководителей автобаз и гаражей к стажерам как «принудительному ассортименту», «накладному расходу» и т. д. — показатель несоветского подхода к вопросу воспитания и выращивания кадров водителей, крайне необходимых нашему социалистическому хозяйству. Задача заключается в том. чтобы «...заботливо выращивать кадры, — говорил товарищ Сталин в своем докладе на XVIII о'езде ВКП(б), помогать каждому растущему работнику подняться вверх, не жалеть времени для того, чтобы терпеливо «повозиться» с такими работниками и ускорить их рост». Тов. Максимов считает необходимым, чтобы автошколы, расширив программу обучения, выпускали готовых шоферов. Это утверждение вызывает резкие возраясения читателей. — Довольно странная установка!— пишет начальник автобазы Одесского облтранстреста т. Обухов. — Все школы, техникумы, втузы стараются дать учащимся возможность получить побольше практических знаний. Их посылают на лучшие заводы, заранее заключая договорьг наблюдают за прохождением практики. Все это т. Максимов предлагает устранить. Ни в коем случае нельзя сопоставлять практическое обучение кур. сайтов в стенах школы с практическим обучением в том или ином хозяйстве, — пишет т. Л. Юхта из 'Ашхабада. — Как бы ни был организован процесс рбучения в ппсоле,какое бы количество часов ни было отведено на практическое прохождение курса, школьная обстановка всегда является искусственной-, значительно отличающейся от реальной обстановки в гараже. Только на производстве можно закрепить знания, полученные в школе, и в этом решающую роль играет стажировка в автохозяйстве. Что же дает стажировка будущему шоферу? На этот вопрос подробно отвечают тт. Обухов, Юхта, шофер автобазы Леногиза т. Седлеров, члены квалификационной комиссии г. Сталинграда тт. Рублев, Шуликнн, Дубинина, Бандурин и ДРСтажер в автохозяйстве, — пишет т. Обухов, — привыкает к различным условиям работы, изучает реальные объекты, подъездные пути к ним, знакомится с основными маршрутами. Стажер узнает, как лучше разместить тот или иной груз в кузове, как сохраннее его доставить. Будучи прикреплен к шоферу-стахановцу, стажер перенимает не только практику вождения машины, но и опыт ухода за ней, постоянную заботу о ее сохранности, о перевыполнении эксплоатационных показателей. За время стажировки-возрастает активность стажера. Он начинает энергично участвовать в устранении • неполадок машины на линии, изучает способы борьбы за экономию бензина и автола. Под наблюдением шофера составляет сам заявки на ремонт. Выступает на стахановских совещаниях, живет интересами своего коллектива. Всего этого не может дать курсанту школа. Окончив школу и получив права водителя по рецепту т. Максимова, курсант должен сразу же самостоятельно приступить к работе, не умея устранять неполадок в пути, не зная кратчайших маршрутов, условий и норм времени на погрузочно-разгрузочные работы, не умея оформлять документов. Такой водитель, — пишет т. Савченко из Ленинграда, — нервничает, теряется вч сложной обстановке городской езды, нарушает правила уличного движения и среди водителей начинает слыть неудачником. Там. тде стажировка поставлена удовлетворительно, там, где руководители автобаз и шоферы-наставники относятся к этому делу, как к задаче большой хозяйственной и политической важности, — стажировка дает хорошие результаты,. В гараже Киевского мясокомбината, — пишет начальник гаража т. М, Островский, — в 1938 году прошли стажировку 30 человек. Поеле окончания школы они плохо водили машины даже по прямой, а маневрировать совсем не умели. Теперь все они являются полноценными водителями нашего социалистического автотранспорта. Порядок стажировки в автобазе установлен следующий: на 20—25 рабочих дней стажер прикрепляется к ремонтной бригаде, где получает навыки ремонта, смазки и ухода за автомобилем, а остальное время ездит с шоферами. Из всего штата гаража Киевского14