СТАХАНОВСКАЯ ПРАКТИКА опронинула „теорию" пределаИнж. И. КРУЗЕЗнатный шофер автобусного парка Ростова на Дону тов. И. Мальцев, как известно, сделал на своем автобусе ЗИС-8 свыше 300 тысяч километров без капитального ремонта. Близко к этому рекорду подошли я отдельные шоферы — стахановцы московских автобусных парков тт. Б. Пасхин, Диконов и другие. Лучшие водители таксомоторных парков Москвы (более 80 человек) взяли на себя обязательство пройти до капитального ремонта 100 000 км на легковых автомобилях М-1 я ЗИС без обычных плановых ремонтов. i• i iii Во многих автохозяйствах Союза шоферы-отличники доказали, что внимательным и умелым уходом за автомашинами можно добиться резкого увеличения пробега автомобилей между ремонтами. Но до последнего времени ник го не изучал замечательных технических методов работы шоферов-стахановцев. Руководители и инженеры автохозяйств фактически стояли в стороне от этого- важнейшего дела. ЧТО ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ? Если обобщить наиболее крупные помехи в развитии стахановского движения на автотранспорте, то молено наметить три основных причины, тормозящих прогресс технической эксплоатации. 1. Отсутствие единого руководства автотранспортом при исключительной распыленности автопарка (болье 60°/о автомашин находятся в мелких хозяйствах с 1—3 автомобилями) затрудняет обмен опытом, усложняет техническое обслуживание и контроль. 2. Многие технические руководители автохозяйств еще не поняли, что они должны быть впереди славного отряда стахановцев-шоферов, что это дело их чести. 3. Научно-технические силы, призванные на'основе изучения передовой практики вооружать нас передовой теорией, почти пичего не сделали для широкого внедрения стахановских методов работы на автотранспорте. Примером отставания науки от практики могут служить справочники и книги по теории ремонта и технического обслуживания автотранспорта, а также лекции, читаемые наиболее авторитетными представителями нашего ученого мира. Везде сквозят старые теории и нормы, находящиеся в резком противоречии ло стахановской практикой. Ниже мы приводим кривую износа деталей автомашин (рис, 1), заимствованную из книги проф. Ефремова «Ремонт автомобиля» (часть 1, стр. 19). этих кривых и поэтому, естественно, но благоговел перед ними. Он чувствовал, что реальные результаты его работы не укладываются в обычные предельческие рамки существующих норм, и своим стахановским рекордом опрокинул эти нормы, а заодно и «теорию» предельно допустимого износа. Для сравнения мы приводим кривую износа деталей автобуса тов. Мальцева (рис. 2). «Бывает и так, что новые пути пауки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела» (Сталин). Обкатку нового ЗИС-8 тов. Мальцев производил, твердо соблюдая все технические правила. Учащенная смена масла, пониженная скорость а нагрузка, а также ежедневный осмотр машины на протяжении первых 2000 км пробега были обязательным условием работы его бригады. Б результате кривая от «О» до «At» пошла более отлого и сама точка «Ао> понизилась.ПРОБЕГ КМРис. 1. Кривая износа деталей автомашин {из книги проф. Ефремова „Ремонт автомобиля") По горизонтальной оси здесь отложен пробег автомобиля в тысячах километров, а по вертикальной оси — износ детали в сотых долях миллиметра. Полученная кривая показывает, что до точки «А» износ детали идет быстро (кривая поднимается круто), так как деталь прирабатывается, а затем быстрота износа уменьшается (кривая поднимается более полого). Далее кривая показывает увеличение износа детали. Теория учит, что примерно на середине пробега между точками «А» и «В» деталь для безопасности (как бы чего не случилось!) должна обязательно пройти средний ремонт. А когда шзнос детали достигает точки «В», т.е. точки предельного износа, то ее нужно без промедления отправить в ремонт, иначе возможны аварии, катастрофы и прочие «ужасы». На подобных кривых училось поколение инженеров. Нас со студенческой скамьи приучали к покорности «законам техники» и к понятию о незыблемых пределах. К счастью, Иван Иванович Мальцев не изучалПРОБЕГ КМРис.2. А—В — кривая .предельного" износа автодеталей; А^—В^ — кривая износа деталей автобуса т. МальцеваВ процессе последующей технической эксплоатации автомобилю было обеспечено образцовое техническое обслуживание. Оно заключалось в ежедневной смазке (через 300—350 км пробега), регулярном осмотре машины, соблюдении нормальной скорости движения и нагрузки, умелом управлении. Все это привело к тому, что кривая износа от точки «Ai» до «Bi» пошла также более плавно, и в результате износ, соответствующий точке «Bi», был уже при значительно большем пробеге. Большой запас прочности ответственных деталей наших автомашин, улучшение качества материала и его обработки дают возможность без всякого риска допустить несколько повышенный износ. Тов. Мальцев доказал это на практике. Точка «Bi» стала значительно выше и это уже не прежняя точка «продельного износа», а скорее точка непелесообразОпределение склероскопом Шора тверного износа. дости шеек коленчатого вала двиСуществовавшая наука о предельгателя ЗИС-5 т. Мальцева но допустимых износах полностью ФОТО В. T 10 ЕЕ6ЛЯ6