Автомобиль на обочине,DH04HM МОДЕЛЬСЕРИЯ СЕДЬМАЯ^ ^ ^класса 2,5 смоночная модель автомобиля с двигателем внутреннего сгорания МК-12 развила скорость 108 км/час, перекрыв норматив всесоюзного рекорда. Общий вид модели, расположение узлов и частей показано на вкладке. Передняя подвеска выполнена из проволоки ОВС диаметром 2,6 мм. Крепление ее к шасси осуществляется при помощи обжимных латунных хомутиков и винтов с гайкой. На концы осей напаиваются подшипники с внутренним диаметром 3 мм. Под эти подшипники вытачиваются втулки из латуни с внутренним отверстием 2,6 мм (под оси подвески). Ведомые колеса. Каждое из них представляет собой две зажимные шайбы из дюралюминия и шину. Шайбы выгачиваются на токарном стание. Они имеют для стягивающих винтов три отверстия с резьбой, расположенных под углом 120°. Отверстия в наружных шайбах раззенковываются под винт с потайной головкой. В центре наружной шайбы имеется отверстие, в которое запрессовывается подшипник (высокобортный). Шины изготовлены из сырой резины путем горячей вулканизации. Делается это следующим образом. Вначале из дюралюминия изготовляют разъемную прессформу. О том, как ее сделать, подробно рассказано в приложении к журналу «За рулем» №№ 11 и 12 за 1957 год. Резину режут и укладывают между половинками формы. Затянутую б|олтом прессформу нагревают в духовке до температуры 80°—100° в течение 15—30 минут. После этого форму осторожно вынимают, затягивают болт до конца и вновь ставят в духовку. Температуру на этот раз надо подгонять опытным путем. Это даст возможность получить требуемую жесткость шин. На чертеже указаны размеры и форма шин ведомых и ведущих колес. Ведущие колеса крепятся на оси посредством резьбы М 6. Ось вытачивается из прочной стали. Ведущие колеса изготовляются так же, как и ведомые (см. чертеж). Бак изготовляется из белой жести. Вначале его части вырезаются из листа жести, как показано на чертеже. Они соединяются между собой пайкой. В верхней части бака имеются две трубки. Одна для заправки, другая для выхода воздуха в момент наполнения бака горючим. Воздушная трубка после заправки закрывается. В нижнюю часть бака впаивается трубопровод. Кузов модели выполнен из органического стекла, толщиной 4 мм. Для его изготовления вначале делается деревянный пуансон. Он должен соответствовать форме будущего кузова. Надо иметь в виду, что при изготовлении пуансона все размеры надо уменьшить па 4 мм — тол3БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫСледить за шинами. Новейшие отечественные легковые автомобили снабжены бескамерными шинами. При проколе давление в бескамерной шине падает очень медленно. Если к тому же проколовший шину гвоздь застрял в ней, то прокол может остаться незамеченным. Однако долго двигаться на поврежденной шине не рекомендуется, так как отверстие при этом увеличивается. Нужно регулярно осматривать шины, все порезы и проколы прозонди ровать и убедиться, что в шину не попали инородные тела. Зондировать порезы необходимо очень осторожно, чтобы не повредить шину. Для этой цели нужно применять отрезок прутка диаметром 3—4 мм с закругленным концом. При обнаружении прокола надо смочить место повреждения и выяснить, есть ли утечка воздуха. Если одиночные пузырьки появляются через 5—10 секунд, можно доехать до гаража или населенного пункта, где удобно производить ремонт. В пути надо следить за давлением воздуха в поврежденной шине. Если давление падает быстро, следует произвести ремонт на месте. Мелкий ремонт. Ремонт бескамерных шин производится без демонтажа шины с обода, с помощью аптечки, прилага-. емой к комплекту шин. Перед ремонтом удаляют предмет, проколовший шину, и очищают место прокола. Если диаметр проколовшего предмета не превышает 2 мм, то отверстие запол няется специальной пастой с помощь» > шприца, имеющегося в аптечке. При шприцевании давление воздуха в шине требуется снизить до 0,3—0,5 атм. Через 15 минут после введения пасты давление можно поднять до нормы. Как поставить пробку. Проколы большего диаметра ремонтиоуют с помощью резиновой пробки. Пробку выбирают из комплекта с таким расчетом, чтобы ее диаметр был в 1,5—2 раза больше диаметра предмета, проколовшего шину. Перед постановкой пробки необходимо стенки отверстия промазать резиновым клеем на всю глубину с помощью иглы. Эту операцию повторяют несколько раз. Затем выбранную для ремонта пробку закрепляют в игле, обмакивают в клей и вводят в отверстие. Для облегчения про тягивания пробки через отверстие ее не сколько растягивают. Пробку вводя i так, чтобы она вошла внутрь шины. После этого, прижимая к шине свободный конец пробки, иглу вытягивают, слегка поворачивая; пробка выходит из ушка иглы. Выступающий над протектором конец пробки обрезают на 1—2 мм выше поверхности протектора. Вулканизация. При серьезных повреждениях бескамерной шины, когда диаметр проколовшего предмета больше 6 мм, шину необходимо ремонтировать горячей вулканизацией. При демонтаже шины следует соблюдать особую осторожность, не допуская повреждений бортов шины и обода. Монтаж следует начинать со стороны, противоположной вентилю,- а заканчивать, приближаясь к нему с обеих сторон. При этом нельзя применять большие усилия, поэтому монтировочные лопатки надо передвигать на небольшие расстояния.игIГщину органического стекла. Затем по размерам и форме кузова из фанеры толщиной 10 мм делается матрица. После того как матрица и пуансон готовы, лист оргстекла нагревается на огне до тех пор, пока он станет мягким. Затем, положив разогретую заготовку на матрицу, давят на него сверху пуансоном до полного заполнения матрицы. Когда оргстекло остынет, можно приступить к его обработке. Она сводится к высверливанию согласно чертежу соответствующих отверстий, выпиливанию лобзиком места для маховика, остановочного приспособления, отверстия регулировки компрессии в двигателе. Двигатель МК-12, установленный на модели, выпускается нашей промышленностью и имеется в продаже. Он имеет рабочий объем цилиндра 2,5 смз. Для удобства регулировки подачи горючего надо изменить положение иглы. С этой целью под углом 90° относительно первоначального положения иглы в двигателе высверливается отверстие и делается резьба М 4. В нем и закрепляется штуцер иглы. Старое отверстие глушится винтом, который обрабатывается за подлицо с отверстием входа воздуха. Двигатель крепится к редуктору винтами. Остановочное приспособление служит для немедленной остановки модели. Оно состоит из заслонки, которая закрывает отверстие для входа воздуха, антеннки и пружинки. Заслонка изготовлена из белой жести, как показано на чертеже. С той стороны, которая закрывает отверстие для входа воздуха, на нее наклеивается бархотка. В средней части к заслонке припаян рычаг из стальной проволоки, по которому скользит отжимной рычаг антеннки. На конце рычага заслонки напаяна предохранительная шайба, которая дает возможность срабатывать приспособлению только при встрече антеннки с .препятствием. Заслонка крепится на двух дюралюминиевых уголках и оттягивается пружинкой. Редуктор представляет собой раму, изготовленную из дюраля. На раме, в опорных ушках, крепятся шариковые подшипники, в которые вставляется ось ведущих колес. На ось напрессовывается большая шестерня, имеющая 35 зубьев. Малая шестерня с 20 зубьями надета на втулку, изготовленную из латуни. Совместно с маховиком, выточенным из стали на токарном станке, весь узел затягивают на оси двигателя гайкой и фиксируют шпонкой. Предохранительные рычаги предназначены для предотвращения переворачивания модели на неровностях трека во время ходовых испытаний. Они изготовляются из проволоки ОВС диаметром 2 мм. А. ДАВЫДОВ, мастер автомодельного спорта.V/-'-Г"\19