Вгоды войны немецко-фашистские захватчики нанесли значительный ущерб промышленности и тракторному парку СССР. Однако уже вскоре после ее окончания производство тракторов превысило довоенный уровень. Обгоняя одну за другой передовые промышленные страны капитализма, Советский Союз вышел по выпуску тракторов и по размерам тракторного парка на первое место в Европе и на второе в мире. На полях нашей Родины работает сейчас свыше миллиона тракторов, с их помощью почти полностью механизированы наиболее энергоемкие работы в сельском хозяйстве. Величественная программа нового крутого подъема народного хозяйства СССР в 1959—1965 годах, принятая XXI съездом КПСС, предусматривает дальнейшее значительное развитие сельскохозяйственного производства. В связи с этим перед тракторостроителями встают весьма серьезные задачи. Необходимо завершить комплексную механизацию в сельском хозяйстве; выполнять все сельскохозяйственные работы в сжатые, наиболее благоприятные агротехнические сроки (что будет способствовать получению более высоких урожаев); механизировать трудоемкие и тяжелые работы в лесной промышленности, дорожном строительстве и ряде других отраслей народного хозяйства; широко использовать колесные тракторы на транспорте.Б. В. ШИШКИН, кандидат технических наук Решение указанных задач потребует коренного улучшения организации производства на основе специализации заводов, широкого внедрения передовой технологии, значительного усовершенствования конструкций тракторов. В соответствии с перспективным типажем тракторов, разработанным с привлечением широкого круга специалистов промышленности и сельского хозяйства, существующие модели тракторов будут на протяжении 1959—1965 годов постепенно заменяться на производстве сначала модернизированными, а затем новыми, более прогрессивными моделями. Проводимые научными учреждениями СССР теоретические и экспериментальные исследования, опытные работы конструкторских бюро заводов тракторной промышленности, успехи техники в смежных отраслях позволяют определить основные направления дальнейшего развития техники тракторостроения. Новые конструкции тракторов будут отличаться от выпускаемых в настоящее время рядом технико-эксплуатационных показателей. Так, например, средняя величина конструктивного веса трактора уменьшится к 1965 году примерно на 29% (особенно значительно уменьшится вес колесных тракторов). К 1965 году металлоемкость должна уменьшиться для колесных тракторов в среднем с 184,3 до 113,8 кг/л.с, для гусеничных с 163,6 до 125,4 кг/л.с. Внедрение в производство новых, более легких по весу конструкций тракторов позволит эффективнее использовать ресурсы металла, выделяемые тракторной промышленности. Тракторы будут обладать и улучшенной топливной экономичностью; расход топлива на тяговую лошадиную силу в час в среднем для всех тракторов снизится к 1965 году на 12,4% по сравнению с 1957 годом.Значительное внимание в новых конструкциях уделяется улучшению проходимости по рыхлым почвам, увеличению скорости движения, облегчению управления, оснащению вспомогательными механизмами и приспособлениями, которые расширяют возможности применения тракторов на различных работах. По колесным тракторам основные усилия конструкторов и научных работников направлены на создание трех унифицированных семейств, предусмотренных перспективным типажем. Представителем одного из этих семейств является разработанный на Минском тракторном заводе колесный универсальный трактор МТЗ-50 (рис. 1), который предназначается для работы в сельском хозяйстве, где он может быть использован для пахоты с трехкорпусным навесным плугом, для междурядной обработки пропашных культур, для работы по уборке урожая,' сенокошения, сеноуборки и др. Кроме того, машина хорошо приспособлена для транспортных целей, может выполнять погрузочные, землеройные и легкие бульдозерные работы. Трактор оборудован гидравлической навесной системой, валами отбора мощности ^ с независимым и синхронным приводами, предусмотрена возможность установки на нем приводного шкива. МТЗ-50 на 450 кг легче серийного трактора МТЗ-5М, более производителен, экономичен и легок в управлении. Сухой вес его 2,4 т. Габаритные размеры: длина 3860 мм, ширина 1870 мм, высота (по рулевому колесу) 1875 мм. Дорожный просвет 650 мм. Диапазон скоростей движения от 1 км/час до 23 км/час. Удельное давление на грунт передних колес 1,7 кг/см 2 , задних кол ес — 0,85 кг/см 2 . На базе трактора МТЗ-50 разработана модель со всеми ведущими колесами. Она отличается несколько большим ве-Тракторный парк СССР должен быть увеличен к 1965 году более чем вдвое, преимущественно за счет пополнения колесными тракторами. Это обусловлено необходимостью механизации возделывания пропашных культур; кукурузы, хлопчатника, овощей, картофеля и т. д., механизации сенокошения и сеноуборки, обеспечения тракторных перевозок в полевых условиях. Колесные тракторы значительно лучше приспособлены для этих работ, чем гусеничные. Одновременно будет значительно расширен типаж выпускаемых тракторов для всестороннего охвата потребностей развивающегося сельского хозяйства, а также повышена их производительность, экономичность, снижена себестоимость изготовления, уменьшена металлоемкость. Рис. 1. Колесный универсальный трак тор МТЗ-50.( ! Х-Рис. 3. Самоходное шасси Т-16. сом, меньшим дорожным просветом, большим размером шин передних колес. Базовой моделью другого семейства является созданный коллективами НАТИ и Липецкого тракторного завода колесный универсальный трактор Т-35. В основном он будет использоваться для междурядной обработки пропашныхРис. 2. Трактор Т-35 Ас четырьмя ведущими колесами. культур, на уборочных работах, сенокошении и пр.; пригоден этот трактор также и для пахоты с навесным двухкорпусным плугом, для транспортных и погрузочных работ. Навеска машин у него осуществляется сзади при помощи гидравлической системы. Вал отбора мощности имеет независимый и синхронный привод. На тракторе с левой стороны или сзади можно установить приводной шкив. Диапазон скоростей движения трактора Т-35 составляет 1,4—21,0 км/час, диапазон тяговых усилий — 1140—250 кг. Удельное давление на грунт передних 2 колес 1,8 кг/см , задних колес — от 2 0,8 до 1,2 кг/см . На базе этого трактора разработана модификация Т-35А (рис. 2) с приводом на все четыре колеса. Этот трактор отличается от базовой модели в основном улучшенной проходимостью, большей тягой, но имеет меньший дорожный просвет и несколько больший вес. Другой модификацией этого семейства является самоходное шасси Т-27, представляющее собою разновидность трактора с развитой рамой, на которой можно размещать различное навесное оборудование. Третий класс колесных тракторов представлен созданным работниками НАТИ и Харьковского тракторосборочного завода самоходным шасси Т-16 (рис. 3). Сухой вес его 1200 кг, длина 3450 мм, высота (по рулевому колесу) 1550 мм, база 2500 мм. Колея передних колес регулируется в пределах 1200—1700 мм, задних — в пределах 1200—1800 мм. Дорожный просвет 560 мм. Диапазон скоростей движения от 1,1 до 19,6 км/час. Диапазон тяговых усилий от 800 до 115 кг. Удельное давление на грунт пе2 редних колес 1,8—2,0 кг/см , задних — 0,8—0,9 кг/см 2 . На передних колесах установлены пневматические шины размером 5,5—16, на задних — размером 8—32. Навеска сельскохозяйственных орудий возможна сзади, спереди и между осями передних и задних колес. Имеется вал отбора мощности с независимым и синхронным приводом. Предусмотрена возможность установки на переднем брусе рамы приводного шкива. На базе этого шасси создается конструкция колесного трактора Т-20, трактора с четырьмя ведущими колесами Т-22, а также гусеничного трактора для виноградников. Рис. 4. Мощный гусеничный трактор Т-140.Для механизации тяжелых работ в промышленности и на строительстве будут выпускаться мощные гусеничные тракторы. Челябинский тракторный завод работает над созданием трактора промышленного назначения мощностью 250 л. с. Готовится производство гусеничного трактора Т-140 (рис. 4), предназначаемого для тяжелых землеройных работ, вывозки древесины на лесоразработках, глубокой пахоты тяжелых почв и пр. Сухой вес этого трактора равен 15 т, длина 5300 мм, ширина 2740 мм, высота 2900 мм. Дорожный просвет равен 480 мм. Диапазон скоростей движения: 2,38—10,9 км/час. Диапазон тяговых усилий на буксирном крюке 13 300—2200 кг. Кабина трактора двухместная, герметизированная, с теплозвукоизоляцией и приточной вентиляцией очищенным от пыли воздухом. На тракторе устанавливаются два вала отбора мощности (вперед и назад), пневматическое оборудование с компрессором, ресиверами и навесным оборудованием. Он может быть оборудован уширенной гусеницей, обеспечивающей надежную проходимость по заболоченной местности. На испытаниях опытных образцов были отмечены очень хорошие сцепные качества ходовой части трактора, что благоприятно сказалось на общем коэффициенте полезного действия. Эластичная подвеска катков увеличивает возможности транспортного использования машины. Сталинградским тракторным заводом разработан и испытывается гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-56 (рис. 5). Помимо сельскохозяйственных, он сможет успешно выполнять также погрузочные, легкие землеройные работы и использоваться на транспорте. Сухой вес трактора (опытного образца) составляет около 4,5 т, диапазон скоростей движения 3,68—12,3 км/час, тяговых усилий 3500—800 кг. На тракторе установлена двухместная металлическая кабина с удобным мягким сиденьем для тракториста и устройством для обогрева. Специальное оборудование включает вал отбора мощности и навесную систему с гидравлическим управлением для навески на трактор сельскохозяйственных машин и орудий. По сравнению с серийным трактором этого же тягового класса — ДТ-54 —новый трактор отличается меньшим весом (почти на тонну), более высокими скоростями движения и лучшими тяговыми качествами. Производительность его выше, чем у ДТ-54 примерно на 18%, а возможность работы с навесными орудиями значительно улучшает его маневренность. Испытания опытных образцов показали хорошую работоспособность трансмиссии и других узлов тракторов. Доработка конструкции до начала производства должна будет, в основном, коснуться двигателя. Помимо целых машин, тракторная промышленность ведет большие работы и по созданию новых усовершенствованных агрегатов и механизмов для них. Примером могут служить унифицированные дизели воздушного охлаждения Д-30 и Д-16, предназначенные для установки на тракторы Т-35, Т-35А и само4 ходное шасси Т-16. Двигатель Д-30 имеет вес 300 кг против 435 у серийного дизеля с водяным охлаждением мощностью 28 л. с ; двигатель Д-16 имеет вес 210 кг против 350 кг у серийного дизеля той же мощности. Интересной новинкой является одноплунжерный топливный насос OHM, имеющий вес 9 кг против 28 кг веса серийного топливного насоса. Унифицированная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система ставится теперь на все сельскохозяйственные тракторы. Она позволязт самому трактористу удобно управлять навесными и полунавесными сельскохозяйственными машинами, агрегатируемыми с трактором, не требуя вспомогательного рабочего. Модернизация и создание новых конструкций тракторов и их отдельных механизмов далеко не ограничивается перечисленными моделями. Но и приведенные здесь данные характеризуют общие направления развития и технический уровень конструкций тракторов, подготавливаемых промышленностью для производства в предстоящем семилетии. Рабочие, конструкторы, инженеры и техники тракторостроители вдохновенно трудятся, выполняя задачи, поставленные XXI съездом КПСС.Рис. 5. Гусеничный трактор ДТ-56.