fUiM6<fГигантской программой семилетнего плана предусматривается внедрение во все отрасли нашего народного хозяйства автоматических приборов и «думающих» машин, которые значительно повышают производительность труда. Большое применение получают различные электронные автоматы н на транспорте. Как известно, большое количество автомобилей используется в городах, где они образуют плотные потоки, заполняющие проспекты, улицы, переул--ЛРио. 1. ки. Все труднее становится и регулировщику. Вот тут-то на помощь ему приходит автомат. Он не только просто заменяет человека, но дает возможность заметно увеличить пропускную способность перекрестков, повысить безопасность движения. Поэтому не случайно в Ленинграде, Днепропетровске, Томске, Одессе, Ереване, Киеве и других городах страны принимаются активные меры по внедрению автоматических средств регулирования уличного движения. В последнее время появилось много различных типов автоматических переключателей светофорных сигналов. Каждый перекресток имеет свои особенности. На одних характер движения не изменяется, а на других перекрестках условия регулирования меняются в течение суток. Разработанные инженером ОРУД г. Москвы Л. Изотовым новые электронно-релейные переключатели обеспечивают возможность работы светофоров по заранее задаваемым режимам, а также плавного изменения времени горения любого из сигналов. На каждом перекрестке можно приблизительно определить характер движения в разное время суток. По этим данным устанавливаются режимы'работы светофора. Однако и они нуждаются в уточнении. Для этого на перекрестке устанавливают так называемый настроечный переключатель, который путем плавного изменения периода горения каждого сигнала изменяет режим работы светофоров. После этого настроечный переключатель снимается, а уточненныеим данные переносятся на основной переключатель, который уже не • имеет плавного изменения периода горения сигналов. В дальнейшем регулировщику остается только, в зависимости от времени суток, простым поворотом рукоятки включать необходимый режим работы светофора. Интересна конструкция простого по устройству и, как показали предварительные испытания, надежного переключателя, предложенного А. Хандилян (г. Ереван). Кроме работы по заранее заданному режиму горения светофорных сигналов, этот переключатель обеспечивает, в случае необходимости, возможность ручного управления и установки режима желтого мигающего сигнала в ночное время суток. Но как быть с перекрестками резко неравнозначных по интенсивности движения транспорта и пешеходов улиц? Установив здесь периодическое переключение сигналов светофора, мы будем создавать ничем не оправданные задержки транспорта и пешеходов вдоль магистрали при полном отсутствии движения в перекрестном направлении. Решение этого вопроса предложено В. Поповым (ГАИ г. Вильнюса). В дорожное покрытие улицы вблизи ее пересечения с магистралью заделывается несколько электромагнитных, катушек. Одна из них питается переменным током. К обмоткам других подключены чувствительные реле. Вдоль основной магистрали постоянно горит зеленый сигнал. Но вот к перекрестку подъезжает автомобиль, который своей металлической массой улучшает условия проводимости среды между катушками. Напряжение в катушках увеличивается, срабатывает реле, приводя в действие автомат. Через некоторое время он включает вдоль магистрали желтый, а затем красный сигналы на время, достаточное для проезда автомобилей в перекрестном направлении. После.проезда автомобилей автомат вновь устанавливает вдоль магистрали зеленый сигнал. «Заявка» от автомобиля, подъехавшего к магистрали, теперь уже может быть принятой к исполнению только после пропуска собравшихся на магистрали транспорта и пешеходов. Наиболее совершенным, особенно с точки зрения увеличения пропускной способности через целую систему перекрестков, расположенных на одной магистрали, следует считать электронное координированное управление светофорными сигналами, получившее название «зеленой волны». Суть такого способа управления светофорными сигналами заключается в следующем. Режимы горения светофорных сигналов на всех перекрестках, входящих в систему, подбираются такими, чтобы транспорт, движущийся с определенной скоростью (40—50 км/час), на каждом перекрестке встречал зеленый сигнал. 28Основной проблемой в создании такого устройства является способ соединения переключателей отдельных перекрестков. Применяемое в настоящее время соединение каждого из них с центральным задающим пунктом при помощи самостоятельной пары телефонных проводов (рис. 1) является сложным. Наиболее заманчивыми в этом отношении являются системы, основанные на поочередном подсоединении всех переключателей к одной паре проводов, проходящих вдоль данной улицы (рис. 2). Этим преимуществом обладает предлагаемая инженером Научно-исследовательского института милиции МВД СССР В. Матвеевым старт-стопная система управления вращением моторных переключателей. Принцип ее заключается в том, что центральный пункт периодически подает в линию электрический ток, который приводит в действие заранее отрегулированные переключатели каждого перекрестка. В связи с тем, что используемая для светофорных сигналов электрическая мощность в отдельных случаях бывает более киловатта, срок службы контактов исполнительных механизмов становится ограниченным и помехи радиоприему (образующиеся в момент переключения) начинают превосходить допустимые нормы. Поэтому особое внимание обращается сейчас «а работы по созданию бесконтактных автоматических переключателей. Эти переключатели основаны на принципе изменения сопротивления обмоток дросселей при изменении тока подмагничивания, т. е. на принципе магнитных усилителей.Рно. 2. Интересную работу по созданию комплекса аппаратуры по управлению светофорными сигналами на сложных перекрестках и площадях ведет контора «Мостранспроект». В комплекс входит полуавтоматический пульт ручного управления, автоматический электроннорелейный переключатель и система координированного управления. В этой аппаратуре используются магнитные усилители, обеспечивающие значительно больший срок службы и практическое отсутствие помех радиоприему. Г. НИКИТИН, начальник лаборатории НИИМ МВД СССР.