онтрольными цифрами развития народного хозяйства СССР, утвержденными XXI съездом Коммунистической партии, предусматривается большое увеличение выпуска автомобилей, значительный рост объема автомобильных перевозок. строительство новых дорог. Совершенствование системы народного образования, в частности политехнизация обучения, намного повысило интерес молодежи к овладению техническими специальностями. Неуклонный рост благосостояния советских людей позволяет из года в год все большему количеству граждан приобретать собственные автомобили. Все это требует коренного улучшения подготовки водителей в системе ДОСААФ. Надо не только увеличить количество выпускаемых шоферов, но и существенно поднять качество обучения. Большое значение в новых условиях будут иметь хозрасчетные автомобильномотоциклетные школы. В этой статье нам хочется рассказать об опыте работы хозрасчетной школы Ленинградского • автомотоклуба ДОСААФ. Наша школа существует сравнительно недавно — она была создана в 1952 году на базе автомотоклуба бывшего комитета по физкультуре и спорту. Надо сказать, что «наследство» нам досталось неважное. Особенно плохо обстояло дело с наглядными пособиями, автомобилями и мотоциклами. Все они были устаревших марок и очень изношенные. Более половины машин и мотоциклов не выходило на линию ввиду технической неисправности. Это срывало все графики и учебные планы, подготовка по вождению значительно отставала по времени, да и качество этой подготовки было низкое. Вначале наша хозрасчетная автошкола не покрывала своих расходов. Дело дошло до того, что с разрешения городского комитета ДОСААФ мы на некоторое время были вынуждены повысить плату за обучение с 800 до 1050 рублей. Нам удалось приобрести наглядные пособия, отремонтировать машины. К сожалению, до сих пор достать наглядные пособия по новым маркам автомобилей почти невозможно. Мы нашли такой выход. Из заводских инструкций по уходу за автомобилем мы пересняли необходимые детали, узлы и схемы. По каждой новой машине у нас образовался комплект из 15—20 фотографий. На занятиях эти фотографии проектируются на экран с помощью обычного школьного эпидиаскопа. Большую работу по оснащению школы наглядными пособиями и улучшению всего учебного процесса провели наши опытные преподаватели С. Федоров, Б. Петров, Б. Пантелеев. Г. Макаров, инструкторы Г. Керер, И. Калинин. В. Калинин и другие. Они не только обеспечили высокий уровень преподавания на своих занятиях, но и помогли молодым преподавателям повысить свою квалификацию. Для улучшения учебной работы мы применяем самые различные средства — открытые уроки, методические совещания преподавателей, разборНА ПОВЕСТКЕ ДНЯХОЗРАСЧЕТ Кпланов и конспектов занятий, составление. методических разработок. Как же работает сейчас наша хозрасчетная школа? Мы готовим шоферов 3-го, 2-го и 1-го класса, мотоциклистов, шоферов-любителей, водителей инвалидных мотоколясок, В 1958 году мы выпустили несколько групп, инструкторов вождения автомобиля и мотоцикла. Очень часто в школу за советами обращались водители, которых ГАИ за нарушение правил движения направила на сдачу экзаменов. Это натолкнуло нас на мысль организовать специальные консультации по правилам уличного движения. Были организованы группы по 10 человек; в течение десяти дней с ними занимался опытный преподаватель. Только за прошлый год эти консультации прослушало 1616 человек. Кроме того, каждый автолюбитель может получить в нашей школе платную консультацию и совет по вождению и уходу за автомобилем и мотоциклом. Помещение у нас небольшое, а для того, чтобы школа имела возможность окупать все свои расходы, было необходимо увеличить количество курсантов. Тогда мы решили пойти по такому пути. Школа заключила договоры с крупными автохозяйствами, которые обязались предоставить помещение для занятий и рабочие места для практических работ. Преподаватели школы оснащают эти классы наглядными пособиями школы и ведут там занятия с работниками этих автохозяйств. Кстати сказать, такие классы на предприятиях помогают значительно улучшить пропаганду технических знаний. Всего наша школа подготовила в прошлом году 1624 водителя и инструктора. Подавляющее большинство из них сдали все экзамены с первого раза. Методическая организация учебного процесса в хозрасчетной школе ничем не отличается от курсов автомотоклубов. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на хозяйственной стороне нашей работы. Обычно больше всего курсантов бывает в зимние месяцы. Поэтому зимой мы стараемся подготовить максимальное количество водителей, а летом, когда количество учебных групп сокращается, отпускаем большую часть преподавателей в отпуск, организуем ремонт помещений и машин, приводим в порядок наглядные пособия. Каждый год школа составляет смету, в которой предусматриваются все статьи доходов и расходов. Так, например, рассчитав свои возможности, мы запланировали доходы школы от подготовки водителей, мотоциклистов, инструкторов и от консультаций в сумме 667 тысяч рублей. Исходя из этой суммы, планировали следующие расходы: а) Заработная плата (в том числе отдельно по административному аппарату, штатным преподавателям, нештатным преподавателям) 327 350 б) Начисления на заработную плату (4,6%) 15 057в) Административно-хозяйственные расходы (аренда помещения, отопление, освещение, уборка, ремонт мебели, почтовые расходы и т. д.) г) Учебно-эксплуатационные расходы (горючее, ремонт машин, ТО, пособия, переподготовка преподавателей и т. д.) д) Спортивные соревнования (на мастерство вождения и экономию горючего) ВСЕГО;131 863172 730 20 000 667 000Таким образом, расходная часть сметы равна приходной. Никакой прибыли школа не планирует. Правда, иногда не удается полностью выполнить все статьи расхода и тогда образуется некоторая экономия. Она идет, как правило, на развитие спортивной работы автомотоклуба. Иногда у нас спрашивают; «Если никаких доходов школа не дает, то в чем же ее преимущество?». Надо сказать. что преимущество хозрасчетной школы состоит в том, что при правильной организации учебы и достаточном количестве курсантов она может тратить на оснащение, наглядные пособия, автомобили и т. д. гораздо больше средств, чем даже автомотоклуб первого разряда. Причем, в отличие от хозрасчетных курсов, периодически создаваемых в первичных организациях ДОСААФ, все приобретенные пособия и техника служат в течение многих лет. Хозрасчетные курсы при первичных организациях обычно делают один—два выпуска и ликвидируются. Средства, запланированные на ремонты и обслуживание, позволяют нам содержать помещения и технику в хорошем состоянии. Вместе с тем для того, чтобы хозрасчетная школа могла работать более плодотворно, надо решить важный, на наш взгляд, вопрос. Речь идет о дифференциации в оплате штатных преподавателей и инструкторов. Все они получают одинаковую зарплату вне зависимости от того, готовят ли мотоциклистов, шоферов-любителей или водителей 1-го класса. Ясно, что и квалификация преподавателя и степень трудности курса должны находить отражение в заработной плате. Поэтому проводить принцип уравнительной зарплаты за разный труд просто несправедливо. Это порождает текучесть кадров, снижает качество подготовки. И еще один вопрос. Сейчас у нас имеется для подготовки шоферов-любителей шесть автомобилей: три «Победы» и три «Москвича-401». Все они давно прошли все нормы пробега, много раз были в капитальном ремонте и поддерживать их в должном техническом состоянии почти невозможно. Из-за этого мы не можем увеличить подготовку шоферов-любителей, несмотря на то. что на каждое место мы всегда получаем по 4—5 заявлений от желающих изучать автодело. Мы имеем возможность заплатить за приобретение новых легковых автомобилей, но в получении их нам~ необходима помощь. П. ПОЗДНЕВ, начальник автомотошколы. Н. СПИРИДОНОВ, начальник учебной части.20