24
25
НА ВЫСТАВКЕ ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССРНОВАЯ ТЕХНИКАесятки тысяч москвичей и гостей столицы побывали в феврале и марте 1959 года на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Там они смогли воочию убедиться в прогрессе советской науки, в успехах социалистической промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, достигнутых к XXI съезду Коммунистической партии. Для обозрения было открыто восемь павильонов выставки и специальный раздел «Строительство». Всеобщее внимание привлекал павильон Академии наук. Посетители его ознакомились с историей развития ракетной техники, с исследованиями верхних слоев атмосферы при помощи ракет. Особое место было отведено советским искусственным спутникам Земли. Два павильона «Атомная энергия» целиком и полностью были посвящены использованию ее в мирных целях. Материалы исследований в области ядерной физики, различные приборы, действующий демонстрационный ядерный реактор, макет атомного ледокола «Ленин» — вот далеко не полный перечень экспонатов, вызывавших всеобщее восхищение. Широко было показано применение радиоактивных изотопов в технике, медицине, сельском хозяйстве.ДПавильоном чудес называли посетители павильон «Химическая промышленность». Здесь была представлена отечественная химия на современном этапе и перспективы ее развития в семилетке. Поистине безграничны возможности использования химии во всех отраслях народного хозяйства, для повседневных бытовых нужд человека. На нескольких стендах демонстрировалось применение пластических масс и других синтетических материалов в автомобилестроении. Это детали кузова из стеклопластиков, пластмассовые детали облицовки, сиденья из пористых синтетических материалов, асбестовые тормозные накладки, полианидные втулки, не требующие смазки, элементы пневматической подвески и др. Широко популяризировались успехи шинной промышленности. Были показаны новые модели мотоциклетных и автомобильных шин, в том числе бескамерных, с металлическим и вискозным кордом, с регулируемым внутренним давлением. Самым крупным на выставке был павильон «Машиностроение, металлургия и транспорт». На его стендах и площадках демонстрировалось около 150 видов различных машин и механизмов новых моделей, главным образом автомобилей и тракторов. О некоторых из них мы рассказываем на страницах журнала.Новые автомобили Минского автозаводаный дизель с верхним расположением клапанов и водяным охлаждением. Максимальная его мощность — 180 л. с. при 2250 об/мин коленчатого вала, а наибольший крутящий момент — 65 кгм при 1500 об/мин. Рабочий объем цилиндров — 10,5 л. В зависимости от дорожных условий, в которых будут использоваться автомобили, предусмотрена установка односкоростных или двускоростных задних мостов. Двускоростной мост имеет понижающий планетарный редуктор с пневматическим приводом. В сочетании с пятиступенчатой коробкой передач он позволяет получить 10 передаточных чисел трансмиссии, что обеспечивает работу на выгодных режимах в различных эксплуатационных условиях. Передаточные числа заднего моста у МАЗ-500 для высшей ступени — 7,73 и для низшей — 10,76, а у МАЗ-503 соответственно 9,57 и 13,37. Подвеска выполнена в виде продольных листовых рессор. Передняя подвеска имеет гидравлические двухсторонние амортизаторы телескопического типа. Рулевой механизм состоит из винта и гайки с перекатывающимися шариками и имеет высокий кпд. Передаточное его число — 23,6. В отличие от многих грузовых автомобилей рычаг переключения передач вынесен на рулевую колонку. Тормозная система — с пневмогидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров между тормозными барабанами и колодками. Колея передних колес равна 1950 мм, задних—1900 мм. Размер шин—12,00—20. Длина автомобиля МАЗ-500—7175 мм. Самосвал МАЗ-503 короче — 5740 мм. Ширина и высота (по кабине) у них одинаковые — 2600X2550 мм. База первого автомобиля — 3850 мм и второго — 3200 мм, сухой вес — 5625 и 6400 кг. Автомобиль МАЗ-500 имеет платформу размером 4850X2500X600 мм. Объем кузова самосвала МАЗ-503 — 4 м3 . Погрузочная высота у них соответственно 1385 и 1485 мм. Вот некоторые другие данные их технической характеристики, приводимые в сравнении: наибольшая скорость — 75 и 60 км/час, максимально преодолеваемый подъем 50 и 60%, расход топлива — 26 и 28 л на 100 км пробега, запас хода на одной заправке топливом600 и 270 км.Коллектив Минского автомобильного завода создал новые грузовые автомобили — бортовой МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 ти 7-тонный самосвал МАЗ-503. Оба они скомпонованы по схеме «кабина над двигателем». Двигатель расположен под средним сиденьем. Всего в кабине помещается 3 человека. Для хорошего доступа к двигателю при техническом обслуживании и ремонте кабина может опрокидываться вперед. Двигатель представляет собой четырехтактный шестицилиндровый V-образ-fjii^ss^24 САМОХОДНОЕ ШАССИКонструкция однобрусного самоходного шасси СШ-ЗОА разработана лабораторией навесных систем ВИСХОМ. Основное назначение его вместе с комплексом навесных машин и орудий — механизация трудоемких сельскохозяйственных работ при возделывании и уборке пропашных культур. Оно может быть использовано также на раздельной уборке зерновых культур, кошении лугов, сеянии трав, на погрузочно-разгрузочных работах и как транспортное средство. Шасси выполнено в виде Т-образной рамы. На ее поперечном балансирном брусе находится переднее универсальное навесное устройство, позволяющее рационально размещать различные машины и орудия перед трактористом. Это устройство состоит из двух гидравлических механизмов, которые включают в себя поворачивающиеся на 180° силовые цилиндры, управляемые посредством маслопроводов от распределителя гидромеханического механизма. Механизмы навески могут занимать три положения относительно поверхности. почвы; располагаться замком вперед и назад, устанавливаться на любую ширину вдоль балансирного бруса симметрично продольной оси шасси. Все это создает необходимые удобства при использовании навесных машин. Монтировать и демонтировать, обслуживать их, управлять ими в любых условиях может один тракторист. Вот перечень некоторых навесных машин и устройств, которые могут агре-СШ-ЗОАгатироваться с шасси: сеялки свекловичная ССШ-12, кукурузная СКПШ-6, туковая СТШ-5,8; растениепитателикультиваторы КРШ-4 и КРШ-5,4; корнеуборочная машина УКН; свеклоподъемник СНШ-4; картофелекопатель КШН-2; картофелесажалка СКГШ-4; жатка ЖНШО-4; косилка КНУ-6; однотонная платформа ПШ-10. Почти все эти машины являются цельными конструкциями, имеют одну точку навески и при наличии переходного кронштейна могут быть навешены на тракторы. Двигатель и трансмиссия взяты с трактора Т-30. Четырехтактный дизель с воздушным охлаждением, развивающий мощность 30 л. с, размещен в задней части шасси, где находится также трансмиссия с ведущими колесами. Над трансмиссией расположены механизмы управления и сиденья для тракториста. На ее корпусе имеется трехточечный задний механизм навески орудий с радиальным подъемом. Колесная база шасси — 2700 мм. Колея по ведущим колесам составляет 1200, 1350, 1400, 1800 мм, по направляющим — от 1200 до 1300 мм. Дорожный просвет под балансирным брусом равен 900 мм, под трансмиссией — 580 мм. На передних колесах установлены шины 6,5—16, на задних — 8,25—40. На них приходится соответственно 700 и 1700 кг веса шасси. Скорость движения вперед в пределах 1,38—21 км/час; назад — 3—4 км/час. Тяговые усилия на 1 передаче равны примерно 1050 кг, а на V передаче — 300 кг. С 1959 года Липецкий тракторный завод приступил к серийному выпуску самоходного шасси СШ-ЗОА.МИКРОАВТОБУСУАЗ-451В2ЩШСЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧКАЗ-606На тягаче КАЗ-606 намечается установить двухскоростной задний мост, благодаря чему можно будет в зависимости от дорожных" условий получать передаточные числа главной передачи 6,24 или 8,20. Передняя подвеска — с удлиненными рессорами и амортизаторами телескопического типа. В перспективе — применение пневматической подвески колес. Рычаг коробки передач выведен на рулевую колонку. Четырехместная кабина размещена над двигателем. Она имеет панорамические ветровые стекла. Длина тягача — 4765 мм, ширина — 2300 мм, высота (по кабине) — 2400 мм. База равна 2700 мм, дорожный просвет — 265 мм, вес — 3540 кг. На нем установлены шины 260—20.Опытный образец короткобазового седельного тягача КАЗ-606 был представлен на выставку Кутаисским автомобильным заводом. Тягач предназначен для работы с 8-тонным полуприцепом. На нем пока установлен форсированный двигатель КАЗ-120 — четырехтактный, шестицилиндровый, с рабочим объемом цилиндров 5,55 л, нижнеклапанный, развивающий мощность 108 л. с. при 2800 оборотов коленчатого вала в минуту. Применение его обеспечивает максимальную скорость движения 60 км/час. В дальнейшем предполагается оборудовать автомобиль восьмицилиндровым V-образным двигателем типа ЗИЛ-130, что даст возможность значительно повысить его динамические качества.Одним из вариантов автобусов малой вместимости является автобус УАЗ-451 В Ульяновского автомобильного завода. Кузов его, цельнометаллический, вагонного типа, вмещает 9 человек, включая шофера. Он имеет четыре двери: две с правой стороны, одну — с левой и заднюю двухстворчатую. За последним рядом сидений находится отделение для багажа. Кузов снабжен вентиляционным и отопительным устройством. Автобус имеет следующие габаритные размеры: длину — 4350 мм, ширину — 1950 мм, высоту — 2010 мм. База его равна 2300 мм, наименьший дорожный просвет — 210 мм. Колея передних и задних колес — 1436 мм. Вес автобуса — 1685 кг. Он развивает скорость 90 км'час и расходует 14 л топлива на 100 км пробега. На нем применен двигатель автомобиля «Волга», который установлен между двумя передними сиденьями. Аккумуляторная батарея расположена за сиденьем шофера. Сцепление — однодисковое, сухое, коробка передач имеет синхронизаторы для включения II и III передач. Подвеска представляет собой четыре продольные полуэллиптические рессоры, работающие совместно с четырьмя гидравлическими амортизаторами. Концы рессор заделаны в резиновые подушки.25