ШОФЕР ИЗ СМОЛЬНОГОоферу Тарасу Митрофановичу Гороховику недавно исполнилось семьдесят лет, но он всего лишь несколько месяцев назад ушел на пенсию. Почти полвека провел Тарас Митрофанович за рулем автомобиля, освоив эту профессию еще задолго до Октябрьской революции в большом военном гараже Санкт-Петербурга. В дни Октября Тарас Гороховик вместе с товарищами-шоферами перешел на сторону Советской власти, и гараж бывшего Временного правительства стал • автобазой Смольного. Тарасу Митрофановичу довелось возить на своемШ«Делоне-Бельвиле» первых народных комиссаров. На всю жизнь запомнился ему живой образ Ильича — энергичного, веселого, любящего шутку... Это было в первый день восемнадцатого года. Зловещей тучей на совсем еще юную республику Советов надвигалась гражданская война. Часов в семь вечера машину Тараса Гороховика вызвали к подъезду Смольного^ По ступенькам спустился Н. Подвойский — народный комиссар по военным делам. — Поедем в Михайловский манеж, — сказал он. — Там сейчас выступает Ленин. В огромном манеже шел митинг первого отряда социалистической армии, уходящего на фронт защищать красный Питер. Тарас Митрофанович поставил машину неподалеку от выхода и на минутку заглянул в манеж послушать Ильича. — Нам надо показать, — говорил Ленин, — что мы — сила, способная победить все преграды на пути мировой революции. Пусть товарищи, отправляющиеся в окопы, поддержат слабых, утвердят колеблющихся и вдохновят своим личным примером всех уставших. Уже просыпаются народы, уже слышат горячий призыв нашей революции, и мы скоро не будем одиноки, в нашу армию вольются пролетарские силы других стран... По манежу прокатилась волна рукоплесканий и приветственных криков. Военный оркестр грянул «Интернационал». Красные воины обступили Владимира Ильича и его спутников, и все вместе двинулись к выходу.Тарас Митрофанович поспешил к автомобилю. Вскоре подошел Владимир Ильич со своей сестрой Марией Ильиничной и швейцарским коммунистом Ф. Платтеном. — Пожалуйства, отвезите нас в Смольный, — сказал Ленин. Все трое сели на заднее сиденье, и Тарас Митрофанович повел автомобиль по улицам притихшего города. Было уже темно. На пустынные улицы и площади лег туман. Машина въехала на освещенный фонарями мост через Фонтанку. И вдруг — пули ударили в стекло перед водителем! Острые стеклянные осколки врезались в лицо... «Это — в Ильича! — мелькнула страшная мысль. — Скорее отсюда!» Дав полный газ, Тарас Митрофанович круто повернул автомобиль в ближайший переулок и помчался по направлению к Смольному. Несколько пуль, пущенных вдогонку, пробили кузов Снег, который долго не убирали, сугробами лежал на улице, туман поглощал свет фар. Но питерский шофер Тарас Гороховик отлично знал город ив этом почти «слепом полете» уверенно вел машину, объезжая все препятствия. Впереди показались огни Смольного. Тарас Митрофанович затормозил и открыл дверцу: — Все живы? — Все, — услышал он спокойный голос Владимира Ильича. — А что, и в самом деле это в нас стреляли? — А то как же! — ответил шофер, у которого словно гора с плеч свалилась. — Еще счастливо отделались!.. Мария Ильинична описала позднее в своих воспоминаниях эту опасную минуту. Когда в кузов ударили первые пули, товарищ Платтен рукой отвел в сторону голову Ленина. Пуля задела палец Платтена и окровавила руку. За воротами Смольного Владимир Ильич и его спутники осмотрели автомобиль. В кузове чернело несколько пробоин. Пули прошли навылет, а одна застряла в кузове. Владимир Ильич крепко пожал руку шоферу и поблагодарил: — Спасибо вам, товарищ! Действительно, счастливо отделались. Через двое суток все террористы были арестованы. Они оказались царскими офицерами. Этот небольшой рассказ мне хочется закончить строками из письма В. Д. Бонч-Бруевича, высоко оценившего действия водителя. «Благодаря тому, — писал он впоследствии, — что шофер Т. М. Гороховик не растерялся и тотчас же, как только раздались выстрелы, дал особо сильный ход машине и быстро повернул направо за мостом в переулок, Владимир Ильич избежал смертельной опасности от дальнейших выстрелов. Совершенно несомненно, что мы должны быть чрезвычайно благодарными Т. М. Гороховик за его отчетливую работу шофера, везшего Председателя Совета Народных Комиссаров». А. ШАМАРО.4