устройстве автомобиля, умело его водить, но и правильно обслуживать, производить текущий ремонт. Для этого и введены в программу обучения шофера занятия по сборочно-разборочным работам. В Вологодском, да и во многих других клубах, этой важнейшей части обучения водителей до сих пор не уделяется должного внимания. Преподаватели мало думают над тем, как лучше организовать разборочно-сборочные работы, а учебная часть и начальник клуба недостаточно их контролируют. Каждый курсант на практических занятиях должен твердо освоить процесс разборки и сборки всех агрегатов автомобиля. Для этого необходимо группу разбивать на такое количество бригад и так обеспечить их, чтобы все курсанты были заняты. И вот что получается, когда об этом требовании забывают. Преподаватель А. Беляков выдал на бригаду из девяти человек один бензонасос. Конечно, только двое из них действительно занимались разборкой, а остальные при сем присутствовали. Чтобы научить курсантов правильно вести сборочно-разборочные работы, существуют технологические карты. Ими должны руководствоваться на занятиях все бригады. Преподаватель А. Беляков слышал о таких картах, но никогда ими не пользовался и даже почему-то считает, что они составляются для преподавателя, а не для курсантов. Стоит ли говорить, что учащиеся на его занятиях были предоставлены самим себе. Вот так и получилось, что шофер Алексей Иванов, который окончил курсы при автомотоклубе совсем недавно, не сумел наладить испортившийся бензонасос. Отдельно следует сказать об обучении практическому вождению. В Вологде оно полностью отдано «на откуп» инструкторам. А те, как правило, подменяют систематическое выполнение программы простой ездой по улицам. Причем по-настоящему проверить работу инструктора нельзя — контрольных книжек, в которых записывались бы выполненные упражнения, нет. Неудивительно, что ни один из выпускников АМК никогда не водил автомобиль по бездорожью, не умеет буксировать прицепы, преодолевать броды, снег, песок, хотя этого требует программа. «ЛИШНИЙ» КУРСАНТ В филиале Вологодского АМК, открытом в г. Соколе, шли экзамены. Госавтоинспектор обратил внимание на недостаточную подготовку курсанта Горкинова. — Он у нас экстерном сдает, — смущенно объяснял преподаватель Д . Соколов. — Позвольте, — удивился автоинспектор, — ведь сдача экстерном запрещена. — Я знаю, но хотел сделать исключение... Вопрос о том, почему было выдано курсанту Горкинову свидетельство № 137236 об окончании курсов, остается пока открытым. Но произойти этот безобразный факт мог лишь в обстановке безответственности и отсутствия контроля за деятельностью преподавателей. Центральный комитет ДОСААФ в своем постановлении от 30 сентября 1958 года обратил особое внимание на подбор преподавателей для клубов и курсов Общества. С тех пор прошло немало времени, а в Вологодском клубе не сделали из этого постановления никаких выводов. Ни один из преподавателей и инструкторов клуба не имеет удостоверения ГАИ на право преподавания. Но дело и не только в этом. Чему могут научить курсантов инструкторы Ю. Витюков и А. Беляков, имеющие общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы? Какой моральный авторитет у курсантов может иметь, например, инструктор Б. Титов, если он за последние семь лет сменил двенадцать мест работы? Четверо других инструкторов автомотоклуба за управление автомобилем в нетрезвом виде были лишены Госавтоинспекцией водительских прав на различные сроки. В клубе практически отсутствует какая-либо работа, направленная на повышение методической подготовки самих преподавателей. Совет клуба имеет всего лишь две секции — автомобильного и мотоциклетного спорта. Учебно-методической секции нет ни при клубе, ни при обкоме ДОСААФ. Не налажен в АМК и регулярный обмен опытом методической работы. И не случайно, что только в прошлом году 35 курсантов АМК не сдали экзаменов. Не организована в клубе и переподготовка преподавателей, что приводит иногда к курьезам. В АМК изучаются автомобили «Волга» и ЗИЛ-164, но ни один из преподавателей и близко не видел эти машины. За последние три года даже штатные преподаватели клуба (мы уж не говорим о так называемых «приватниках») не были ни на сборах, ни на семинарах. Правда, это уже не вина клуба. Несколько лет тому назад прекратила существование Центральная школа переподготовки. Недавно ликвидирован учебный отдел в Центральном автомотоклубе. Управление военно-технической подготовки ЦК ДОСААФ СССР должно путем проведения кустовых семинаров наладить повышение квалификации преподавателей АМК. От этого во многом сейчас зависит улучшение качества подготовки водителей, выполнение решений IV съезда ДОСААФ СССР. М. БАТУКОВ, В. РАЗИН. Вологда.ЗА ПАРТОЙкрытых уроков) по наиболее трудным, на наш взгляд, темам программы, таким, как «Назначение, расположение, соединение, взаимодействие, устройство и работа приборов батарейного зажигания», «Общие правила движения автотраспорта по улицам и дорогам», «Разборка, сборка, регулировка тормозного механизма и деталей тормозного привода», «Устройство и работа карбюраторов К-22 и К-22Г», «Средства технического обслуживания автомобиля», и другим. Хорошо себя оправдывает и такая форма работы, как инструкторско-методические занятия с преподавателями и инструкторами. Они учатся лучше готовить рабочее место на практических занятиях, составлять план урока, организовывать слесарно-монтажные работы. Кроме мероприятий по плану методической работы, мы провели семинар. В его работе приняли участие преподаватели и других учебных заведений г. Тулы, занимающихся подготовкой водителей, В связи с новым положением о порядке присвоения квалификации шофера и подбора инженерно-преподавательского и инструкторского состава, в автомотоклубе были организованы дополнительные занятия для преподавателей с тем, чтобы педагогический коллектив мог в кратчайший срок подготовиться к сдаче экзаменов в ГАИ. Эти занятия проводил наш лучший преподаватель Ю. Привезенцев и начальник учебной части АМК В. Юдин. Многие работники клуба самостоятельно повышают свои технические знания. Например, Г. Тюрин — студент 4-го курса заочного автомобильного техникума, В. Тимохин и А. Сурин недавно закончили заочные курсы и стали шоферами первого класса. На этих же курсах учатся Б. Горбач и С. Казанцев. Организация методической работы с инженерно-инструкторским составом, правильное использование наглядных пособий, четкая постановка лекционных занятий и практических работ положительно сказались на качестве подготовки курсантов. Например, инженер-инструктор Ю. Привезенцев подготовил группу шоферов 3-го класса со средней оценкой 3,94 балла. Инженер-инструктор А. Неклюдов — с оценкой 3,9. Работники автомотоклуба постоянно оказывают методическую помощь первичным организациям, готовящим водительские кадры. С преподавателями курсов проводятся совещания и консультации, они приглашаются на открытые уроки, проводимые в клубе. Учебной частью АМК разработана девяносточасовая программа подготовки общественных инструкторов для первичных организаций. В скором времени для слушателей курсов инструкторов начнется чтение лекций по методике преподавания. И. ПОСТНИКОВ, начальник автомотоклуба ДОСААФ. Тула. Сдача экзаменов в Московском ГАИ. Общественный инструктор С. Шустеров отвечает на вопросы комиссии. Фото Нин. Николаева.