//%пь^у^ет неписанное правило: «Моя машина, сколько хочу, столько и везу». 5—6 человек в малолитражном автомобиле — явление обычное. Однажды мы встретили битком набитый старый пятиместный форд и насчитали в нем девять взрослых и пять детей.Просторное поле Карачинского аэровокзала раскалено жгучим февральским солнцем. Даже в тени температура воздуха — около 30°. Наши пальто кажутся удивительно тяжелыми. Все тут не похоже на привычную обстановку наших аэропортов — и здания, и люди, и самолеты. И вдруг — «Победа», наша советская «Победа», которую так приятно видеть на чужой земле. Автомобиль выезжает на шоссе, связывающее аэропорт с городом. Летит под колеса широкая бетонная полоса автострады. Но что это? Встречный автомобиль мчится на нас! Ноги сами приходят в движение, «нажимая» на несуществующие педали. Кажется, еще секунда, и произойдет авария. Но наш водитель спокойно принимает влево, и машины расходятся. Так мы впервые познакомились с движением по левой стороне. В первые минуты «инстинкт правостороннего движения» так велик, что и на последующие встречные машины мы смотрим с опаской. Шоферы советского посольства рассказывали, с каким трудом приходилось им привыкать к левостороннему движению — автомобиль все время тянуло вправо. А вскоре мне самому довелось убедиться в этом, когда пришлось сдавать на пакистанские права и водить машину. Получающий удостоверение водителяпрофессионала обязан сдать два экзамена: езду по городу и фигурное вождение между флажками. Для любителей фигурное вождение не обязательно. Знаний по правилам движения и устройству машины никто ни у кого не проверяет. Видимо, этим и объясняется, что местные водители в своих автомобилях разбираются слабо. Их обязанность — вертеть руль и мыть по утрам машину. Устранять любую, даже малейшую неисправность — дело станций обслуживания. У нас, трех советских граждан, сдача экзамена заняла около десяти минут. Выяснив, что все мы имеем советские права на управление автомобилем, инспектор решил не тратить времени зря и прекратил испытания. В каждое выданное нам водительское удостоверение были вклеены листки с правилами движения. Они немногословны, но удивительно консервативны. Созданные (по английскому образцу) несколько десятков лет тому назад, они с тех пор, видимо, ни разу не изменялись. В то время на автомобилях не устанавливались стоп-сигналы и указатели поворотов. Поэтому в правилах предусматриваются только ручные сигналы остановки и поворота. И сейчас, несмотря на то, что почти все автомобили оборудованы указателями поворота и стоп-сигналами, водители в Карачи не обращают на них внимания. При торможении они высовывают руку и машут ею сверху вниз, при повороте влево — вытягивают руку влево, при правом повороте — делают рукой вращательное движение. Местные водители так и привыкли ездить с высунутой в окошко рукой. А так как подавать звуковые сигналы в Карачи нельзя, этой же рукой водители при необходимости барабанят по дверце. Грохот этот слышен за 30—40 метров, предупреждает пешеходов, а полиция, видимо, не считает его звуковым сигналом. Светофоры в Пакистане появились только два года назад. Власти прилагают много усилий, чтобы разъяснить водителям и пешеходам значение цветов светофора. Ежедневно со страниц газет и экранов кинотеатров жителям Карачи внушают, что красный сигнал — воспрещающий. Но население все еще слабо усвоило это. До сих пор на светофоре рядом с красным сигналом имеется надпись «стоп». Перед зеленым здесь зажигается не желтый сигнал, как у нас, а желтый и красный. Это делается для того, чтобы подчеркнуть — двигаться еще нельзя. Правда, все эти меры помогают мало. Как только красный сменяется на красно-желтый, все устремляются вперед, отрезая путь транспорту, не успевшему покинуть перекресток. Светофоры в Карачи — автоматические. Однако около каждого из них дежурит полицейский, который следит, чтобы водители не нарушали правил движения. Как только он уходит куда-либо, водители перестают обращать внимание на светофор и каждый старается проехать перекресток первым. Нетрудно представить, что из этого получается. Грузовики периодически проходят технический осмотр. Легковые от этого освобождены. Техническое состояние легковых автомобилей в Пакистане никем не контролируется. К внешнему виду их также никакие требования не предъявляются. Иногда можно встретить машину, цвет которой определить невозможно, так как краска лет десять тому назад облупилась. Нередко можно встретить автомобиль без дверок или без крыльев. В отношении загрузки машин действу-Около светофора обязательно стоит полицейский. Движение на отдельных улицах Карачи довольно интенсивное. Например, на одной из главных магистралей — Бандерроуд — в обоих направлениях проходит за час в среднем 4000—5000 экипажей различных типов. Половину из них составляют велорикши и велосипедисты. Большое количество аварий и катастроф на улицах Карачи объясняется не только интенсивностью движения, но в гораздо большей степени тем, что погонщики верблюдов и ослов, а также велорикши не имеют ни малейшего представления о правилах уличного движения. Снижению аварийности отнюдь не способствует и практика наказания водителей, нарушивших правила движения. Водители автотранспорта фактически не отвечают за последствия аварии, если она обошлась без человеческих жертв. Все машины в Пакистане застрахованы. Без страхового полиса в полиции не выдадут номерных знаков. В случае аварии владельцы машин не волнуются, не кричат, доказывая свою правоту,/ а спокойно ожидают приезда страховых агентов, которые решат, кто из водителей виноват и чья фирма должна платить за ремонт. Во всех случаях, вне зависимости от виновности водителя, убытки возмещают страховые компании. Такое положение приводит к удивительной безответственности отдельных водителей, которые «с легкостью необыкновенной» могут подставить свою машину под удар, особенно если она давно требует ремонта. Советским людям, привыкшим к строгому порядку на улицах наших городов, движение в Карачи кажется очень хаотичным и неорганизованным. Пакистанские водители находятся в постоянном напряжении. Особенно осторожным приходится быть во время рамазана — 28-дневного поста мусульман, в течение которого верующие не едят и не пьют от восхода до заката солнца. К концу дня измученные жаждой и голодом люди идут не разбирая дороги, буквально натыкаясь на автомашины. Основной вид городского транспорта в Карачи — автобус. В городе существует около десятка конкурирующих между собой автобусных компаний. Вход и выход из автобусов осуществляется30