Дела преподавательские^^'/&Р%7Таким образом, от хорошего тематического плана не осталось и следа. Мало того, составленное «на глазок» той же самой учебной частью клуба расписание занятий внесло полный разнобой и бессистемность в учебный процесс. Как известно, порядок тем, предусмотренных программой, — не догма. Учебная часть может в известных пределах менять его, сообразуясь с конкретными условиями работы, обеспеченностью наглядными пособиями, наличием классов и т. д. Однако каждый раз такое изменение должно быть вызвано серьезными соображениями. В Вологодском клубе изучение эксплуатации автомобиля почему-то начинают с восьмой темы. Потом идет девятая и десятая, а за ней — первая. После этого курсанты проходят одиннадцатую тему, которая зачем-то разделена на две части и между ними вставлена тема № 2. И так далее. Причем, если «Документы по учету работы автомобиля», «Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов», «Парки, их устройство и эксплуатация», может быть, и можно дать позднее, то такие, очень важные для будущих шоферов темы, как «Происшествия с автомобильной техникой и борьба с ними», организация и средства технического обслуживания и некоторые другие, нельзя переносить произвольно. Методически правильнее будет изучить их в строго определенный программой период, затратив на это назначенное количество часов. Большое значение для повышения качества преподавания имеет правильная организация урока. Когда мы в клубе завели разговор об этом, то услышали обычную в таких случаях жалобу: — Времени не хватает... Надо признать, что у нас довольно часто еще встречаются преподаватели, которые не успевают в отведенное время изложить нужный материал, провести опрос и т. д. В чем же дело, почему для одних преподавателей учебный час «большой» и они успевают сделать все необходимое, а для других он «маленький»? Все зависит от умения правильно организовать урок. Общеизвестно, какое большое значение имеет хорошо составленный план занятия. Но многие преподаватели, к сожалению, пренебрегают им. Взять, к примеру, А. Талашова. О н — один из лучших преподавателей Вологодского клуба. Но из-за того, что при разработке плана урока А. Талашов не наметил, сколько человек и когда он должен спросить, какие наглядные пособия ему понадобятся, не приготовил заранее и не привел в порядок плакаты, не рассчитал точно, сколько текста он сможет продиктовать курсантам для записи, урок прошел недостаточно организованно, часть материала так и осталась необъясненной, а опрос проводился очень бегло и вряд ли достиг цели. Кстати, об опросе. Это очень важная часть педагогической работы. Повторение — мать учения. Тем более необходимо, чтобы вопросы, которые задает преподаватель, были четкими, точными, конкретными. Один из преподавателей спросил курсанта: — Расскажите устройство, назначение и работу стартера. Нетрудно понять, что для полного ответа на такой вопрос нужно довольно много времени. Куда лучше было бы разделить его на части и спросить не одного, а нескольких курсантов. Существенное значение имеет также и то, кого спрашивает преподаватель. Некоторые считают, что спрашивать лучше более сильных курсантов, потому что они дадут содержательные ответы и при этом займут меньше времени. Такой взгляд неверный. Опрос надо проводить равномерно, обращая особое внимание как раз на отстающих курсантов. Это заставит весь класс работать более плодотворно. ДВОЕ РАБОТАЮТ, СЕМЕРО СМОТРЯТ На одной из автобаз Вологды произошел, на первый взгляд, ничем не примечательный случай. Утром шофер Алексей Иванов не смог завести двигатель. Все руки отмотал, а он даже «не схватил». — Сними бензонасос, — посоветовал механик, — может, диафрагма порвалась... Алексей уныло потоптался около машины и смущенно признался: — Я его ни разу не снимал... Механик помог Алексею, и вскоре автомобиль вышел на линию. Ну, а если бы такая же пустяковая поломка случилась не в гараже, а где-нибудь на лесной дороге? Каждый выпускник автомотоклуба должен не только хорошо разбираться вотни тысяч водителей готовят для страны автомотоклубы и курсы оборонного патриотического Общества. Выполняя решения IV съезда ДОСААФ СССР, работники всех учебных организаций развернули борьбу за повышение качества обучения. Вместе с ними ведет эту работу и один из многих наших автомотоклубов — Вологодский. Он не принадлежит к числу лучших, хотя план подготовки водителей всегда выполняет, не значится его ив списке отстающих. Недавно Вологодский АМК проверяла комиссия ЦК ДОСААФ. О некоторых типичных, на наш взгляд, ошибках, выявленных в ходе проверки этого «среднего» клуба, и рассказывается в статье. НУЖЕН ЛИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН! Странный вопрос, не правда ли? Ну кто не знает, что тематический план, составляемый учебной частью, является своего рода костяком всего учебного процесса. Хорошо представляет это себе и начальник учебной части Вологодского АМК Н. Соколов. Тематический план он составил на славу — в нем все учтено, все увязано с программой. Однако, составляя расписание занятий, начальник учебной части допустил ряд существенных отступлений от тематического плана. В расписании уже иное количество часов, отведенных для изучения многих тем, изменен порядок и последовательность отработки различных учебных вопросов. Вот, например, журнал занятий группы № 6. В нем, как в зеркале, отражается одна из основных методических ошибок учебной части Вологодского (да и не только Вологодского) автомотоклуба. Для изучения материальной части двигателя было запланировано 6 учебных часов, фактически затрачено 14, по эксплуатации автомобиля — вместо четырех только два. На правила уличного движения отводилось два, на слесарные работы — четыре часа, но не провели ни одного. В группе № 4 изучению двигателя посвятили вместо девяти часов тринадцать, эксплуатации автомобиля — вместо четырех часов одиннадцать. Зато по правилам движения и слесарным работам тоже не было ни одного урока. Так организовано в Вологде хранение автомобилей. Тут их брошено около двух десятков, в том числе несколько совершенно новых. В результате такой бесхозяйственности (председатель областного комитета ДОСААФ т. Лисовский) недавно отремонтированные автомобили уже вновь требуют ремонта.СУЧИТЕЛЯыполнение решений IV съезда ДОСААФ о подготовке технических кадров немыслимо без постоянного улучшения методической работы с преподавателями, инструкторами. Как же организована учебно-методическая работа в Тульском автомотоклубе? В АМК разработан и утвержден Тульским областным комитетом ДОСААФ план методической работы. Согласно этому плану в клубе провели учебнометодический сбор, на котором были подведены итоги работы за прошедший учебный год и намечены пути дальнейшего повышения качества подготовки водителей. Большое место в жизни преподавателей занимают методические совещания. На одном из них, например, была изучена новая программа подготовки шоферов 3-го класса и разработаны мероприятия по организации учебного процесса в связи с сокращением количества часов. На другом — подверглись разбору результаты сдачи курсантами государственных экзаменов. Помимо совещаний, мы практикуем проведение показательных занятий (от-В