19
20
АВТОМОБИЛ Ь-СВОИМИ РУКАМИСтатья четвертая2? с-«]" »о«*w;cКУЗОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ, ЛЕГКИМ И ПРОЧНЫМКак бы ни были совершенны механизмы автомобиля, его нельзя признать хорошим, если кузов будет неудобным, ненадежным и некрасивым. Поэтому важно уделить особое внимание этому самому сложному, трудоемкому в изготовлении и дорогостоящему агрегату автомобиля. Для серийных микроавтомобилей типичен стальной, несущий, бескаркасный (или с частичным каркасом) кузов. Его можно с небольшими затратами и на высоком качественном уровне изготовлять в массовом производстве, но в кустарных условиях выполнить трудно: если применить стальные листы толщиной 0,6—0,8 мм, потребуются усиления и большое количество оплавки и шпатлевки для выравнивания поверхности. Избежать неровностей можно, применяя сталь толщиной 0,9—1,0 мм; в обоих случаях кузов получается сравнительно тяжелым. Чтобы наверняка создать прочную конструкцию и упростить ее изготовление, самодеятельному автостроителю следует принять схему с рамным шасси, каркасным кузовом и, по возможности, пользоваться легким облицовочным материалом. Каркас можно сделать из тонкостенных стальных труб или профилей, из дерева или смешанным, облицовку — из древесного шпона, пластмассы, папьемаше, алюминия, фанеры, водостойкого картона или стали. Первые четыре вида облицовки хороши для кузовов со сложно изогнутой поверхностью, последние три — для стенок небольшой кривизны. В соответствии с принятым типом кузова разрабатывается его форма. Существуют некоторые общие правила и хорошие примеры разработки формы, используя которые можно сделать кузов с удовлетворительным внешним видом. Проектирование кузова должно быть последовательным, обеспечивающим создание плавной поверхности облицовки, точное согласование с ней деталей каркаса и арматуры. После выполнения эскизов и выбора формы кузова вычерчивают его контур ы — вид сбоку, сверху, спереди и сзади — на пергаменте или кальке, наложенных на чертеж компоновки (см. статью первую). На этот чертеж и на пергамент нужно нанести сетку с квадратами, соответствующими размерам 200X200 мм в натуре, то есть 40X40 мм на компоновке в масштабе 1 : 5. Одна из горизонтальных линий сетки, которую совмещают или с верхней линией рамы,или с уровнем пола кузова, или с центрами колес, считается нулевой. Остальные горизонтальные линии сетки обозначаются цифрами 200, 400 и т. д. Вертикальную нулевую линию совмещают с центром переднего колеса. Продольной нулевой линией в плане считается ось симметрии автомобиля. Соответствующие обозначения сетки делают на всех проекциях. Сетка дает возможность легко переносить отдельные точки линий с одной проекции на другую; вычерчивать в натуральную величину контуры кузова и его деталей, взятые с маленького чертежа; изготовлять и «подгонять» шаблоны и т. д. Сетка должна быть очень точной. Наиболее удобные лекала для вычерчивания формы кузова показаны на вкладке. Можно чертить плавные кривые линии следующим образом: сначала набрасывают от руки контуры кузова; затем проводят прямые линии, касательные к контурам в наиболее характерных точках — переломах и крутых перегибах контура (рис. 1); получившиеся пря-Если она получается неплавной, необходимо соответствующим образом исправить сечения.|Вид сбокуВид спередиРис. 2. Световые линии. Желательно вылепить из пластилина модель кузова, уточнить на ней его форму и соответственно выправить чертеж компоновки. Контуры и световые линии на компоновке должны быть хорошо согласованы во всех проекциях. Чертеж компоновки переносят на плаз — чертеж в натуральную величину на фанерных листах. Плаз может быть составным: сетка исключает несогласованность отдельных частей. Чтобы уменьшить размеры плаза, проекции на нем можно совместить, как показано на рис. 3. Здесь же разрабатывают поверхность*, то есть наносят ряд сечений формы, а в дальнейшем вычерчивают конструкцию кузова и его деталей. С плаза удобно снимать шаблоны для изготовления кузова, перечерчивая контуры на пергамент. Можно перенести контур и непосредственно на фанеру, из которой потом будет вырезан шаблон.Рис. 1. Построение кривых линий в виде параболических отрезков. мые отрезки от точек касания до пересечения касательных делят на равное число частей; отметки делений двух соседних отрезков соединяют последовательно прямыми линиями; в получившуюся сетку можно «вписать» линию контура, пользуясь гибкой деревянной или пластмассовой рейкой вместо лекала или, в крайнем случае, «от руки». Рекомендуется начертить на общем виде кузова так называемые световые линии на скатах крыши, крыльев, капота, багажника и боковины. Считается, что световая линия проходит через точки сечений формы, в которых касательная к контуру сечения образует угол 45° с горизонталью (рис. 2). Для нанесения ее нужно наметить три-четыре сечения.Для плана, Для плана и профиляаДля Ьида спередиi ДЛЯ профиля ' и бида спередиРис. плазе.3.Совмещениепроекцийна* Разработка поверхности подробно описана в книге Д. Вильямса «Построение криволинейных поверхностей», МаШгиз, 1952.19 Для этого по контуру на плазе выкладывают гвозди со шляпками, запиленными треугольником, а затем прижимают к плазу лист фанеры. Острия шляпок впиваются в фанеру, и по выдавкам можно очертить и выпилить контур шаблона. На каждом шаблоне обязательно нужно наметить и занумеровать несколько линий сетки, чтобы в дальнейшем точно устанавливать его. Упрощенно можно разрабатывать контуры промежуточных сечений путем построения отрезков между точками световых линий и контуров кузова по описанному выше способу (рис. 4). Начертив таким образом ряд линий, проверяют плавность будущей поверхности: проводят через полученные сечения одно-два продольных сечения.Рис. 4. Упрощенное построение сечений поверхности. Проемы колесных ниш должны быть такими, чтобы в них свободно проходили колеса, повернутые на наибольший угол и поднятые до отказа. Чтобы придать автомобилю «устойчивый» вид, нужно несколько сузить крышу, наклонив плоскость боковых стекол. Зрительное удлинение автомобиля достигается не только незначительным фактическим удлинением передней и задней его частей, но и удлинением боковины в пределах заданных габаритов. В последнем случае подразумевается перемещение фар вперед, а задних фонарей — назад или устройство козырьков над фарами и «килей» в задней части боковин. Относительно большую длину капота можно зрительно сократить, выдвинув вперед ветровое окно. Выдавками, накладками или делением на два цвета можно зрительно удлинить кузов и сократить его высоту. Напомним, что светлая, полоса всегда кажется более широкой, чем равная ей по ширине темная. Поэтому высокую верхнюю надстройку кузова целесообразно красить в темный цвет или делить ее цветом на две части — крышу и оконный пояс. Если боковина получается слишком высокой (от порога до поясной линии), то нужно покрасить ее в темный цвет (или разделить по высоте), а надстройку сделать светлой. При двухцветной окраске полезно на линии границы цветов предусмотреть рельеф, а если его нет — хромированную, окрашенную или пластмассовую накладку. Сравнительно короткие микроавтомобили выглядят «горбатыми», когда им пытаются придать слишком обтекаемую форму. Поэтому получили распространение автомобили с более угловатымикузовами. Угловатый кузов сделать проще, чем округлый, места в нем получается больше, а «современный» вид ему может быть придан применением гнутого стекла, козырьков над фарами, гладких боковин, высоко расположенного переднего буфера, рисунком передней облицовки. Козырьки над фарами имеют особое достоинство. Используя их, можно придать желательную кривизну боковине кузова независимо от диаметра ободка фары. В противном случае боковина будет чрезмерно выпуклой; если же сделать ее близкой к плоскости, то (при отсутствии козырька) световая линия, идущая от небольшого округления под окнами к большой дуге ободка фары, получится «горбатой». Выполнение капота заодно с козырьками позволяет замаскировать возможные неточности в прилегании его к передней облицовке. Не следует закрывать колеса щитками для обтекаемости; это затрудняет изготовление боковины, может привести к увеличению ширины и веса автомобиля. Открытые колеса с хромированными колпаками придают маленькому автомобилю нарядный, «легкий» вид. Разделение ветрового окна на две части (V-образные окна) нежелательно, оно зрительно сокращает ширину автомобиля и ухудшает видимость пути. Если нельзя установить гнутое стекло, лучше сделать его плоским. Можно рекомендовать использовать гнутое стекло заднего окна автомобиля «Москвич-407» или ГАЗ-12. Сделав из бумаги шаблон стекла, следует увеличить его по контуру на величину утапливания стекла в резиновый уплотнитель (рис. 5).На вкладке читатель найдет четыре варианта форм для самодельных кузовов. Возможны и другие формы, например, такие, какие были изображены на обложке № 8 нашего журнала за 1957 год и на вкладке N9 1 за 1959 год. Мы настоятельно рекомендуем выполнить макет формы кузова в натуральную величину из пластилина или гипса. А для изготовления кузова из пластмассы или папье-маше это и вовсе необходимо. Если кузов выполняется из древесного шпона или из листового металла, потребуется деревянный макет-болванка или каркас (решетка), которые могут в известной мере заменить скульптурный макет. Чтобы уменьшить расход пластилина или гипса, макет делают на «призме» или каркасе из дерева и фанеры. Для точного его изготовления нужен ровный пол с нанесенной на нем сеткой и передвижные рейсмусы и колонки для прочерчивания сетки на поверхности макета. С учетом небольших размеров автомобиля и наличия (как было рекомендовано выше) рамы шасси частый каркас кузова не требуется. Главным элементом каркаса является основание, состоящее из поперечин и обвязочных брусьев по контуру кузова в плане. Продольные брусья, ложащиеся на лонжероны рамы, делать необязательно, поперечины же должны быть жесткими и прочными. Каркас боковин может быть ограничен рамами дверных проемов, связанных между собой спереди каркасом передка, сверху — панелью крыши, сзади — подоконным брусом и панелями задней части кузова. При открытом кузове желательно усилить каркас поперечными связями (например, соединить боковины брусом за спинкой переднего сиденья). Усиления панелей облицовки или стержни каркаса нужны также по контурам проемов крышек капота и багажника. Нет необходимости в «подгонке» деталей каркаса по всей их длине к поверхности облицовки, в особенности, если она имеет . большую кривизну; проще сделать деталь каркаса прямой, присоединив к ней панель облицовки в нескольких точках или посредством промежуточной детали. В следующей статье будут даны краткие описания различных устройств и методов изготовления каркаса и облицовки. Инж. Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ.облииобкауплотнителе If**"")\ ^ ?s лЛ"Рис. 5. Крепление заднего окна автомобиля «Москвич». Открытый кузов спортивного типа рекомендуется делать без дверей, с вырезами в боковинах для облегчения входа и выхода. Такая конструкция проста, и боковины получаются жесткими. Нелегко выполнить плавную выпуклую поверхность кузова. Но еще труднее сделать плоскую панель из тонкого металлического листа. Она получается недостаточно жесткой, образует волны и вмятины. Выход из положения такой: изготовлять плоскую панель, но снабдить ее выдавками («зигами»), которые придают жесткость, а при красивом расположении и тщательном выполнениии нарядный вид. Примером такого использования «зигов» может служить самодельный кузов А. Антонова (Москва), изображенный на вкладке. В этом кузове также удачно решена хвостовая часть боковин с вмонтированными в нее фонарями.20Рисунки М. Шульмейстера.