26
27
а улице — несчастный случай! Нарушен ход сложного механизма, который мы называем уличным движением, взвизгнули тормоза, замерли машины, сгрудились любопытные... Издалека донесся сигнал сирены, и спустя несколько секунд у места происшествия останавливается темно-зеленая «Волга», н а кузове которой по красной полосе выведено «Дежурный ОРУД — ГАИ». Люди в милицейских шинелях внимательно осмотрели место происшествия, тщательно произвели замеры, зафиксировали положение машин... Картина, к сожалению, еще встречающаяся. Как обычно, вокруг высказываются противоречивые мнения, строятся самые различные версии, водитель и пострадавший уверяют: они-де сделали все возможное, чтобы избежать случившегося. Значит, происшедшее здесь бы— Еду, никого нет, — сбивчиво, толо неотвратимым? А на другой улице, ропливо объясняет водитель Захаров. — в другом районе? Вчера, неделю назад? И вдруг человек прямо перед колесаТак родилась тема этого репортами... Я влево, да вот... жа, пришла мысль провести один день — Что с >пострадавшим? рядом с дежурными ОРУДа и посмот— Не знаю. «Скорая» увезла... реть на все эти ЧП своими глазами. Обходим автомобиль и направляемся ...Проспект Мира, 15. На фасаде стровдоль двух накатанных полос, уходящих гого семиэтажного здания (фото 1) свеот машины. Там, где они почти исчезатятся только окна на первом этаже ют, Щербаков наклоняется, делает еще справа. Здесь дежурный пост Московнесколько шагов и наконец произносит: ского ОРУД—ГАИ. Кроме ответственных «Стоп! Отсюда началось торможение». дежурных Н. Макарова иМ . Ураэова, Разматывая рулетку, он поворачивает несмотря на поздний час, застаем и заобратно. Тормозной след — 23,5 метра. местителя начальника ОРУДа полковниТочно зарисовывается положение машика милиции Алексея Анатольевича Батаны, его «привязывают» к ориентирам на нова. проезжей части. Затем вопросы, касаю— Ну что ж , — говорит он нам, — щиеся поведения пешехода, места, где приступайте к дежурству! он был сбит, положения, в котором находился по отношению к машине и т. п. Его слова приводят нас > состояние в Наконец осмотр и описание происше«боевой готовности». Однако проходят ствия закончены. Возвращаемся «дополчаса, час, два... Тихо. Молчат телефомой» (как передает по рации капитан ны. Успокаивающе и мерно отбивают Щербаков). Однако здесь работа только свой ход часы. и начинается: надо вычертить схему доНо вот протяжный звонок: на Сморожного происшествия, записать покаленской набережной сбит пешеход... На зания водителя, провести медицинскую выезд! экспертизу, оформить ряд обстоятельЗвучит сирена. «Идем» прямо по осеных документов. А главное — составить вой. Мигающий синий маячок на крыше ясное, объективное мнение: кто же всеавтомобиля помогает увидеть нас друтаки виноват? Мог ли что-нибудь сделать гим водителям, а увидев — уступить доводитель? рогу. Надо торопиться: каждая минута стирает следы, по которым предстоит — Виноваты оба, — начинает дежурвосстановить обстоятельства случившегоный, — но все зависело от водителя. Вося, сглаживает первые и зачастую самые первых, скорость. Захаров утверждает, верные впечатления. Наш экипаж: водичто она была 40—45 километров в час. тель Цибулин, дежурный капитан ЩерНо тормозной след его выдает, и тут баков, следователь Герасимов и мы —- уж, как говорят, все «по науке» (капикорреспонденты журнала. тан достает расчетную таблицу). Видите, такой тормозной след «Волга» оставСмоленская набережная. Посреди ляет при скорости 60 км/час. Говорите, проезжей части застыла, развернувнорма? Нет. Шестьдесят километров, кошись, «Волга» М МТ 92-51 с шашечками нечно, допустимая скорость, вернее ее на боку. Возле нее лишь постовой мипредел в городе, если позволяют все лиционер и водитель: место пустынное, условия, что перечислены в 41-й статье да и час поздний. Правил. Но в данном случае плохая ви— Что случилось? — спрашивает дедимость и состояние проезжей части журный. (шел редкий снег) обязывали водителя снизить скорость, чего он не сделал. К тому же Захаров был невнимателен за рулем. Пострадавший пробежал от тротуара около 25 метров, а шофер заметил его, как ли сами слышали, лишь в4 — 5 метрах от машины. Тут уж действительно ничего не сделаешь! А причина одна — забыта статья 3-я Правил движения. Статья 3-я. «Общие положения» — так называется этот раздел Правил. Не скроем, мы — сами автомобилисты — тоже не придавали ей большого значения. Так, думали, написано «для порядка» — будьте внимательны, предупредительны и т. д. А вот оно как обора-НОдни сутки чивается на деле! бесспорно, пешеход При возможности мы грубо нарушил законы улиц и дорог, но подробно проанализии шофер был не на высоте... ровали бы каждый слу— А если бы не сохранилось тормозчай. Но, пожалуй, в ного следа? этом и нет необходимо— И в этом случае все поддавалось сти: все они похожи точному расчету. Зная расстояние от один на другой. И ни в места появления пешехода, нетрудно одном из них водители установить, за какое время он его прене виноваты! Вся ответодолел. Остановочный путь автомобиля ственность за происшедна различных скоростях тоже известен. шее целиком ложилась Остальное, как говорится, чистая арифна пешеходов, запамятометика. вавших, что они нахоУже глубокая ночь, но жизнь московдятся не в лесу, а на ских транспортных артерий не замиулицах с интенсивным рает. И ночью в городе трудятся сотни движением. машин — грузовых, такси, уборочных, Один не пожелал воспочтовых. Но эта смена не подвела. Слепользоваться пешеходдующий звонок раздается только утром. ным тоннелем и «махАвария... Мытная, 28... Один пострадавнул» через дорогу, не посмотрев на ший. Тут же оператор В. Абрамов переприближающийся автомобиль; другой дает эту радиограмму дежурной групвыскочил из-за трамвая, что называется, пе (фото 2). «под носом» у проезжавшего грузовика; ...Первое, что мы видим на месте протретий, лавируя между машинами, переисшествия, — троллейбус и лопавшую бегал улицу на красный сигнал светона тротуар (пока еще не известно как) фора... Одним это стоило жизни, другие «Волгу» М МЛ 92-39 (фото 3). Перекреполучили тяжелые травмы. С кого спрасток регулируемый. Отчего же водители шивать? Во всех случаях полный останоне смогли разъехаться? Шофер Ю. Рувочный путь автомобиля был много мянцев пробует убедить нас, что двигалбольше того расстояния, на котором нася на зеленый сигнал, а троллейбус, мол, рушители появлялись перед машиной. неожиданно выехал наперерез. Версия Тут уж ни один водитель не сможет ниего рушится при первом же знакомстве чего сделать. с обстоятельствами аварии. На пути двиНам сообщили в ОРУДе, что примержения троллейбуса перед перекрестком но в половине несчастных случаев на участок дороги ремонтируется, а сразу улицах виновными оказываются пешеза светофором — остановка. Следоваходы. Среди пострадавших немало детельно, скорость его движения не могла тей. Но ив этом случае в ответе взросбыть высокой, а появление неожиданлые — их учителя, родители, каждый ным. Кстати, следов торможения тролпрохожий. лейбуса нет, а «Волги» — начинаются Много лет ведутся дебаты о необходалеко за перекрестком. димости глубокого и планомерного изувосстанавливаем картину: «Волга» чения в школах правил поведения пеприблизилась к перекрестку, не снизив шеходов на улицах. Однако до сих пор скорости, когда в светофоре зажегся такая работа с юношеством как следует желтый сигнал; водитель попробовал не налажена. Конечно, каждый' несчастзатормозить, но машина попала на наный случай 'становится предметом селедь и пошла юзом.. На перекрестке рьезного разговора. Свидетелями одной троллейбус. Шофер «Волги» решил выиз таких бесед заместителя начальника вернуть влево, чтобы проскочить, но 13 отделения РУД—ГАИ А. И. Кокористолкновения избежать не удалось. Удар на с учащимися школы № 373 (фото 4) в заднее правое крыло — и машина, стали и мы. Но эти чрезвычайные меры получив боковое вращение, летит на не могут заменить тех обязательных затротуар. А тут пешеход... Увернуться, нятий, которые нужно вести каждодневконечно, не успел. Судите сами: неужено. Да и не только с детьми! ли неотвратимо то, виной чему лишь ...Последний выезд увел нас за город. торопливость, легкомыслие, халатность? Вглядитесь внимательнее а фото 5. Печальный финиш тех, кто превращает авВозвращались мы раздосадованные. томобильные дороги в арену спортивХотелось думать, что дорожные происных состязаний, кем руководят не здрашествия случаются в ситуациях, которые вый смысл и опыт, а азарт и упрямство. водителю трудно, а порой просто невозможно предусмотреть. И вот уже Это случилось на 71-м километре Мовторое ЧП, а никаких «уважительных» сковской кольцевой автомобильной допричин! роги. ГАЗ-51, управляемый шофером Е. Локтевым, обгонял колонну автомоНо было и иначе... В дневных сообщебилей. внезапно впереди идущая машиниях несколько раз зазвучало короткое, на взяла влево и тоже начала выходить резкое слово — наезд! Ленинградское на обгон. Создалась опасная ситуация. шоссе, Пироговская улица, МихалковПрояви Локтев выдержку, элементарская... ную дисциплину — все кончилось бы благополучно. Но азарт плохой советчик. «Не пропущу!» — подумал, видимо, водитель и пошел на двойной обгон. На скорости 80—90 км/час машина, врезавшись в бордюрный камень разделительной полосы, была отброшена вправо и, проломив отбойный брус, с 12-метровой высоты упала в реку. Водитель погиб. Обидная, бессмысленная смерть. Нет, за рулем автомобиля должен находиться уравновешенный человек, мастер своего дела, а не игрок или лихач... ...Наше дежурство подошло к концу.О чем же говорят факты, свидетелями которых нам довелось стать? Вывод, с ним, думается, согласятся и наши читатели, может быть только один: неотвратимых происшествий нет. Если те, кто управляет быстроходными машинами, будут внимательны н собранны, как на экзамене, если дисциплина пешеходов станет сродни высокому понятию «трудовая дисциплина» — на улицах наших городов, на дорогах будет обеспечен образцовый порядок.5.л*Ж- У\^"^вЖ^етОЛд ежурным по городуРепортам Г. Зингера и В. Бровно.