Три изтрех возможныхК итогам традиционных зимних кроссовЖГсть во всесоюзном календаре сорев•"•нования, к которым ведущие спортсмены и конструкторы готовятся особенно тщательно. Это — традиционные зимние кроссы вИжевске (класс 350 с№), М инске (125 смЗ) и Коврове (175 и 250 смз). Как ив прошлом году, на трассе в Ижевске господствовали заводские спортсмены. Мощные экспериментальные двигатели обеспечили им решающее преимущество ив личном ив командном зачете. Успехом заводчан завершился и кросс в Минске. Правда, победителем соревнования стал призер чемпионата мира И. Григорьев, зато командой уверенно выиграли местные спортсмены. Особый интерес, к аки следовало ожи ­ дать, вызвал кросс в Коврове. И не только потому, что тут было представлено два класса машин . Организаторы соревнований славятся умением готовить интересную в спортивном отношении трассу, постоянно обновляют программу соревнований. Г онщики Москвы, Ленинграда, Киева, Коврова, Ижевска, Уфы, Московской и Владимирской областей приняли участие в кроссе. Поединок в нлассе 175 смз закончился сенсацией: девятнадцатилетний ковровс кий мастер Виталий Тюрин почти на минуту опередил сильнейшего кроссме-на страны И. Григорьева й стал обладателем приза. После заезда юношей, в котором победили В. Краснощекое и Ю. Варабин, т ак ­ ж е новровские мотоциклисты, Тюрин снова вышел на старт, на этот раз в классе 250 см>, где за приз боролись 23 спортсмена, в том числе 11 членов сборной команды страны. Под восторженные возгласы земляков Тюрин опять финишировал первым. В. Динабург («Труд», Ковров), занявший второе место, отстал от победителя почти на две минуты. Командное первенство в классе 250 смз досталось коллективу «Труд» (Ижевск), а в классе 175 смз — команде Московского областного комитета ДОСААФ. Соревнования закончились невиданным успехом ковровских спортсменов. Три победы из трех возможных! Во всем этом огромная заслуга местного тренера мастера спорта 10. Трофимца, применяющего самую передовую методику тренировок. Хорошее впечатление оставили и новые кроссовые мотоциклы К-250. Говоря о кроссе в Коврове, надо отметить те особенности, которые выгодно отличают его от других зимних соревнований. Расчищенная бульдозером трасса в значительной мере схожа с летней. На ней нет традиционной колеи в глубоком снегу, и это дает возможность гонщикам использовать всю ширину трассы, производить обгон в любом месте. Вторая особенность — заезды юношей. Участвуя в таком крупном кроссе, они имели возможность наблюдать за лучшими мастерами, готовиться с ними вместе к стартам. При всем хорошем, что дал ежегодный кросс в Коврове, нельзя умолчать ио некоторых его недостатках. За последние годы слишком часто случается, что организаторы соревнований не соз-Мастер спорта В. Тюрин стал телем Ковровского кросса.победиФото Н. Юшковадают элементарных удобств при размещении спортсменов, не обеспечивают им условий для отдыха. В Коврове ссылаются на нехватку средств. Но ведь их можно легко получить от продажи входных билетов и программ — на кроссе присутствовало свыше 50 тысяч зрителей. К сожалению, до сих пор там не научились использовать оправдавший еебя принцип самоокупаемости. В. ШАРОНОВ, с тарший тренер Центрального автомотоклуба СССР.Сибирский резерва кой боевой зимы еще не помнят любители мотогонок на льду. Нет, речь пойдет не о наших победах в чемпионате Еврспы, а о соревнованиях областных, республиканских, всесоюзных. В этом году они приобрели небывалый размах. Приведем несколько цифр. В прошлом сезоне в первенстве РСФСР участвовало 570 спортсменов. В минувшую зиму их было 714. В 1963 году в этих соревнованиях были представлены 34 нрая, области и автономных республини, а в нынешнем — 44. Но не только количественная сторона дела характеризует прошедшую спортивную зиму. Не менее примечательны качественные сдвиги — рост скоростей, повышение мастерства и, что особенно важно, дальнейшее продвижение мотогонок в восточные районы страны. Впервые в этом году на стартах первенства России мы увидели гонщиков Магаданской, Камчатсной и Сахалинсной областей. Впервые же было разыграно первенство Казахской ССР. Да и тот факт, что все финалы чемпионата страны (кроме класса 500 смЗ) прошли в городах Сибири — Кемерове (125 смЗ), Новосибирске (175 смз) и Ангарске (350 смз ) , — говорит о расширении географии зимнего мотоспорта. Чтобы лучше представить, насколько распространены гонки на льду, назовем города, откуда прибыли спортсмены для участия в полуфиналах только одного класса — 350 смЗ. Здесь были представители Алма-Аты, Ангарска, Владивостока, Волгограда, И ркутска , Костромы, Куйбышева, Саранска, Ульяновска, Уфы, Хабаровска Череповца и Читы. Класс 350 смз не случайно считают «выпускным». Тот, кто успешно выдерж иваетв нем экзамен, получает своеобразный аттестат — право выступать на пятисоткубовых ЭСО, то есть в международном классе. Напомним, что почти все известные у нас и за рубежом мастера ледяных гонок прошли школу на мотоциклах 350 смз. Поэтому особенно отрадно было видеть среди победителей этих соревнований новые имена. Чемпионом страны стал армейский спортсмен из Хабаровска С. Тебнев, незадолго до этого выигравший первенство Российской Федерации. Второе место занялЧемпионат страны по мотогонкам на льду в нлассах 125, 175 и 350 смпсаранский гонщик , ныне студент Московского института физической культуры Г. Л укин , третье — одноклубник нового чемпиона Н. Сидоров. Т аким образом, в этом классе произошла смена всех трех призеров. Не менее серьезные перемены произошли ив других классах. Новосибирские спортсмены А. Искачев и В. Новоселов впервые завоевали золотые медали на мотоциклах 125 и 175 смЗ. Остальные призовые места распределились так : вторые места заняли В. Ч упин (КаменскУральский) и Н. Васильев (Новосибирск), третьи — П. Щеглов (Кемерово) и Л . Красавин (Москва). Талантливая молодежь заявила о себе во весь голос. Ну, а ветераны? На этот раз в списках победителей не было москвичей В. Катомина, Н. Михайлова и других, обладающих большим опытом и имеющих-хорошо подготовленные маши ­ ны. Мы не склонны винить их в неудаче. Беда в том, что москвичи по-прежнему не имеют возможности тренироваться, выступать в соревнованиях. К аки раньше, за бортом соревнований остались гонщики Белоруссии и республик Прибалтики. Не пора ли строго спросить с руководителей комитетов ДОСААФ и федераций за невнимание к этому виду соревнований? Мотогонки по льду имеют большое спортивное значение и являются одним из главных источников самоокупаемости. Для более широкого развития зимнего мотоспорта надо решить ряд вопросов, связанных с централизованным снабжением гонщиков специальными покрыш ­ ками, пригодными для шиповки . Е. Д ИСКИН , судья республиканской категории.ТКартинг круглый годft наступлением осени жизньвколлективах спортсменов-картингистов надолго за* * мирает. К началу летнего сезона они обычно теряют спортивную формуи потом тратят много времени, чтобы восстановить навыки . Столичные спартаковцы не захотели миритьсяс этим ирешилизаниматься картингом Kpvnnbift год. Начали с того, что зимой провели гонки по ледянойдорожке стадиона. На подготовку ушло около двух месяцев. Опыта не было, и каждуюмелочь приходилось проверятьэкспериментально . В ходе подготовки машин был отработан, на наш взгляд, наиболее выгодный вар иантшиповки колес. П равые колеса ( р азмеры их 310X135 мм), имеют по 50 шипов, р асположенныхвтриряда . В среднем рядудиаметршиповв — 8 мм, в ысота над протектором 22 мм , а в двух крайних — соответственно 8и 28 мм. На левыхколесах два рядашипов — по 30—35 штук. Д иаметр — 6 мм, высота над протектором 22 мм. Второй ряд (с правой стороны) р асположен под небольшим углом по отношению к первому. На каждом колесе сделаныпредохранительные дуги (по типу мотоциклетных) из трубок диаметром не менее 10 мм. В первых соревнованиях картингистов на льдуприняли участие спартаковцы Москвы и Одессы, а также юные спортсмены Курского Дворца пионеров. Победителем стал В. Маленкин (Курск). На последугощих местах О. Колпаков (Москва) и Ф. Ш ахматов (Одесса). В командном зачететакже победили куряне . Коллективы столичного «Спартака» (1-го автокомбинатаи автоклуба) з аняли второе итретье места. Гонки картов на льду показали, что этот вид автомобильных соревнований требует от участниковсерьезной подготовки ипредставляетбольшой спортивный интерес. Мы считаем, что такиесоревнования следует проводить во всесоюзном масштабе. Но предварительно потребуется разработатьтехническиетребованияк картам для гонок по льду. На наш взгляд, к лассмашин должен быть 175 смз, причем следует разрешитьприменениеспиртовых смесей, и спользованиемегафонов , р азработать надежные защитные дуги и т. п. Московский автоклуб «Спартак» н амерен летом организовать гонки картингистов по гаревой дорожке. Надеемся, что они станут популярны среди спортсменов илюбителейспорта . Во всехнашихначинанияхмырассчитываем на помощь Федер ации автоспорта СССР. В. К ЛЮНКОВ , заместитель начальника Московского автоклуба «Спартак».25