аждый день новые сотни автомобилей сходят с конвейеров и покидают родные стены заводов. С этой мяиутЫ начинается Долгий их путь. Долгий и нелегкий. Солнце, вода, пыль, грязь, снег н соль станут разрушать сначала краску, а затем и металл; вибрация и отлетающие от колес песок в камешки будут повреждать защитный слой мастики, а потом и днище кузова. Поэтому с первых же дней жизни машина нуждается в защите. Вот мы и подошли к разговору о нашем союзнике и помощнике — автокосметике — комплексе средств для защиты кузова автомобиля изнутри и снаружи, его сохранения я восстановления. Сначала отправимся в магазины. «Тысяча мелочей»,' специализированные автомобильные магазины, «универмаги» бытовой химии — всюду примерно один и тот же скромный ассортимент: полировочная вода и паста, несколько разновидностей восковых составов, автошампунь. Может встретиться графитомасляная эмульсия для защиты днища, различные тормозные жидкости да несколько видов автомобильных эмалей и растворителей. Но вот в одном из магазинов предлагают «автонабор». Комплект, куда входит сразу почти все, что мы видели порознь. Средства для мойки кузова, очистки резиновых ковриков и пластмассовых деталей, пасты для очистки и полировки хромированных частей машины и, даже, состав для мытья рук без воды и маленький флакон тормозной жидкости. Изготовитель — завод бытовой химии «Опиндулис» вЯшунае (Литовская ССР). Итак, «Спиндулис». Мы на территории предприятия. Оно расширяется, строятся новые цехи, устанавливаются агрегаты и поточные линии. Здесь правильно представляют себе перспективы автомобилизации, готовятся к ней. Годовая «автомобильная» продукция «Спиндулиса» оценивается пока суммой чуть более миллиона рублей. В недалеком же будущем она вырастет вшестеро. За первый в Союзе набор — комплект препаратов автокосметики — завод недавно получил золотую медаль ВДНХ. А сейчас подготовлен новый набор. Все компоненты можно будет купить и порознь. Некоторые из них уже выпускаются. Например, восковой полировочный состав «Атспиндис» («Отблеск») в аэрозольной упаковке, которая облегчает нанесение воска на поверхность кузова. Удобна расфасовка тормозной жидкости «Спиндулис» — в полиэтиленовых литровых банках. В лаборатории завода трудятся над созданием новых средств автокосметики. Вот состав, предохраняющий стекла автомобиля от обмерзания. Такой «антиобледенитель» по мысли конструкторов-химиков также должен вы-Кнеепускаться в аэрозольной упаковке. Это средство, как н паста от запотевания стекол изнутри, — уже «на выходе». А в перспективе — работа над расфасовкой в аэрозольные баллоны большой емкости красок для подкрашивания автомобилей. Представляете, как удобно? Не нужен компрессор, пистолет-распылитель, растворители. Химики «Спиндулиса» предполагают в ближайшем будущем подготовить на основе эпоксидных смол специальный полимерный состав для ремонта кузова при небольших повреждениях. Пастообразный клей будет наноситься, например, на источенное коррозией крыло изнутри. Затвердев, он надежно укрепит поврежденные места и закроет сквозные отверстия. После этого деталь снаружи можно «зашкурить» и окрасить обычным путем. Создавать новые средства автокосметики заводу помогает находящееся в Вильнюсе проектно-конструкторское бюро химической промышленности — ведущая организация по разработке средств ухода за автомобилем. В его лабораториях подготовлена паста «Омега» для уничтожения ржавчины и одновременного фосфатирования металла. О том, как она нужна, говорить не приходится. Вся документация уже передана на Каунасский завод. Но на пути «Омеги» встало неожиданное препятствие: дело за малым — нет подходящей тары, а проще — одно-двухкилограммовых пластмассовых банок с резьбовыми крышками. Ведутся испытания противошумной антикоррозионной мастики для днища и крыльев. Этот состав скоро будет передан на производство. Он отличается большой устойчивостью против ударов, не трескается и не отслаивается под градом отлетающих от колес камешков и песка. Многим понравится, вероятно, состав для защиты хромированных деталей — прозрачный лак с антикоррозионными свойствами, который намечено выпускать в аэрозольных баллонах. Много внимания уделяет ПКБ созданию новых средств для мойки автомобилей, в которые входят поверхностноактивные и антикоррозионные вещества, новым эмульсиям для полировки. Сделано много, делается и будет сделано, судя по планам, еще больше. Направление работ ПКБ и «Спиндулиса» перспективно. Но... Объем производства автокосметики явно мал. А для расширения его нужны не только мощности, но и звание конъюнктуры рынка. Нельзя ведь, в самом деле, работать вслепую. Пока же, к сожалению, при создании таких нужных и важных составов, как противошумная мастика, паста-герметик и антиобледенители, специалисты ПКБ и завода «танцуют от печки», не зная, что в этой области делается в автомобильной промышленности и самолетостроения. Рынок я его потребности совершенно не изучены. Почему, например, выбрааа та или иная емкость флаконов с автошампунем? На сколько кузовов и каких рассчитан баллончик с аэрозольной восковкой? Чем диктуется набор средств в комплекте автокосметики ив каких количествах требуется каждое? Какое количество «Омеги» поглотит рынок? Такие вопросы возникают уже сейчас. А с расширением ассортимента их будет больше, если серьезно не заниматься статистикой, изучением спроса. В одиночку «Спиндулис» или ПКБ решить их не могут. И здесь слово за Научно-исследовательским институтом спроса и торговой конъюнктуры Министерства торговли СССР. Именно он должен снабдить завод нужной информацией о спросе на те или иные средства «автокосметики», об их количестве и ассортименте. Одновременно необходимо воспитывать у автолюбителей привычку к пользованию средствами автокосметики. Пропагандировать их, убеждать, что они облегчают уход за машиной, сохраняют ее. Может быть, даже следует включить набор автокосметики прямо в комплект оборудования продаваемых автомобилей. Конечно, еще и еще раз обдумав его содержание. Привыкнув пользоваться шампунем, полировочными и защитными составами, автолюбитель, если убедится в их необходимости, в дальнейшем будет сам искать их в магазинах. Производство средств автокосметики сейчас распылено по десяткам заводов и заводиков. Их действия плохо координированы. Зачастую они даже конкурируют друг с другом. Только сконцентрировав разработку на основе какого-либо хорошо оснащенного предприятия, сделав автокосметику не вспомогательной, а основной его продукцией, планируя и координируя производство, можно будет наладить дело посовременному ив нужных масштабах. А. БРОДСКИЙ, спец. корр. «За рулем» г. ВильнюсРис.С. Ильинского