КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯНОЯБРЬВ этом последнем осеннем месяце компания автолюбителей отчетливо расслаивается: одни ставят машины на прикол, другие твердо заявляют, что будут ездить круглый год. Об их заботах мы еще поговорим. Но было бы ошибочно полагать, будто те, чьи машины зимой находятся в «отпуску», меньше о них думают. Подготовить автомобиль к консервации — тоже работа немалая. Относительно легче счастливчикам, у которых для машины на зиму припасен теплый или на худой конец неотапливаемый гараж. А каково другим? Беспокойно спится даже в новенькой благоустроенной квартире от сознания того, что «верный конь», который исправно катал семью от Балтийского моря до Черного, сиротливо стоит под всеми ветрами. Подбадривает, правда, то, что ты уверен в надежности краски и хрома, которыми защитили автомобиль иа заводе. Но и самому надо приложить руки, чтобы с лучами весеннего солнца не лицезреть на «теле» своего любимца золотушных язвочек и волдырей. Те, кто ездит весь год, тоже, конечно, готовятся. Нераскрытых секретов успешной зимней эксплуатации автомобиля теперь заметно поубавилось. Дело не только в книгах и прочих пособиях, которые издаются регулярно, и не в обмене опытом, который раслрост-ранен издавна, как организационно оформленном, так и еще больше — неоформленном. Сами нынешние автомобили куда лучше приспособлены к разным временам года, и выбор эксплуатационных материалов достаточно широк. Всесезонное масло АС-8, цена которому с прошлой осени снизилась почти впятеро, обещает в холодную погоду достаточно надежный пуск по крайней мере при температуре до минус 15. Однако при сильных морозах некоторые автолюбители склоняются в пользу более жидкого АС-6. Чтобы облегчить прокручивание вала и переключение передач, в коробку передач зимой подчас неплохо заливать масло МС-14 или соответствующим образом разжиженное МС-20. В холодное время применяют разные способы пуска. Каждый выбирает на свой вкус. Многие годы опыта показывают, что жизнь автолюбителя зимой облегчается, если установить аккумулятор большей емкости, скажем, на 54 а-ч вместо 42 а-ч. Ведь при охлаждении его емкость резко понижается, и даже у большой батареи зимой при пуске может оказаться меньше, чем малая имеет летом. Поэтому нередко обзаводятся дополнительным аккумулятором, который возят в багажнике, специально для пуска при выезде. Ведь известно, что самое трудное пустить остывший двигатель, особенно не работавший несколько дней. В этой связи нельзя не напомнить о том, как полезно иметь два специальных толстых провода в разноцветной оплетке с мощными зажимами-* крокодилами» на концах. Для подключения дополнительной батареи это незаменимая вещь. Любо-дорого смотреть, как утром на площадке два соседа без особой мороки сначала, объединив силы двух аккумуляторов, пускают мотор одной машины, а затем так же легко (подключился генератор работающего двигателя) и второй. чВся процедура пуска двигателей выглядит вполне элегантно: не снимая, перчаток, подключают «в параллель» при помощи зажимов батареи, проворачивают вал рукояткой и включают стартер. Одно только пожелание: хорошо бы в магазинах были соответствующие провода с зажимами. В ходу легенды о чудодейственности электронного зажигания. У намаявшегося в холода автолюбителя невольнораспаляется воображение, когда он представляет себе: повернул ключ, «чик» — и готово, работает. Трудно вообразить, сколько вечеров и деталей изведено на изготовление самодельных устройств электронного зажигания. Но, видимо, не всем в работе сопутствовал успех. При избыточном оптимизме и малом желании потрудиться над отладкой двигателя ставят электронное зажигание на такие никудышные моторы, которые и летом-то по несколько минут надо крутить стартером до первого вздоха, а зимой ие оживишь и несколькими ведрами кипятка. Бывалые говорят: не надо ждать электронного чуда. Оно не сделает само по себе плохой мотор хорошим. Известно, что зимой можно добиться легкого пуска двигателя только в том случае, если летом он заводится, как говорится, с полоборота. Вот почему именно в ноябре, последнем осеннем месяце, необходимо, не откладывая в долгий ящик, дополнительно проверить и наладить карбюратор, установить наивыгоднейшее соотношение открытия дроссельной и воздушной заслонок при пуске. Желательно, чтобы рабочая смесь была скорее чуть бедной, нежели богатой, — при этом меньше риска «пересосать». Многие из нас, любителей, раздобыв хорошие книжки об автомобиле, украшают ими шкаф или возят с собой, но редко берут в руки. Между тем книги, брошюры, равно как журналы, во многом дополняющие инструкции, приносят настоящую пользу тем, кто не ожидает аварийного случая, чтобы найти там выход из положения, а использует их как повседневное руководство к действию. Там можно почерпнуть множество полезных рекомендаций относительно зимней эксплуатации автомобиля: улучшении отопите ля кузова, подогревательных устройствах для двигателя, о рациональном способе его разогрева горячей водой, заливаемой через рубашку блока, а не через радиатор, об уменьшении интенсивности работы вентилятора, об утепления машины и т. д. и т. п. Много было задумано сделать с автомобилем летом, затем отложено на осень и не осуществлено. С кем этого не случалось. То недосуг, то неохота дожидаться очереди на станции обслуживания. Ведь в сезон они очень перегружены. Сезон есть сезон. Но на горячие месяцы, пожалуй, следовало бы дополнительно привлекать механиков на неполный день, на вечернюю работу. Все равно спрос на них растет, и, поразмыслив и не найдя других вариантов, кое-кто из них временно идет в «дяди васи». Так це лучше ли поставить это дело на солидную государственную основу. Однако близится зима, и на станциях обслуживания наступает затишье, а у их персонала — избыток нерастраченного гостеприимства. Пора нам, автолюбителям, учесть это обстоятельство и, преодолевая иавестные неудобства, пригонять машины для «капитального обслуживания». Их встречали бы лаокой, а не по-летнему. Выиграли бы все: и станции обслуживания, и владельцы автомобилей, и сами автомобили. М. ГИНЦБУРГРис. М. Каширина18л