оворят, что среди спортивных журналистов стало уже дурным тоном, как бы штампом отмечать непостоянстшо условий розыгрыша футбольных и хоккейных чемпионатов. Нечто подобное приходится испытывать и пишущим о мотоспорте. Каждый раз перед выездом на соревнования по кроссу тщательно вчитываешься в строки очередного нового Положения, где по странной традиции почти всё слова «разрешается» вдруг обратились в «запрещается», и наоборот. Да, «погода» над кроссовыми трассами стоит неустойчивая. И то, что это объясняют количественным и качественным ростом отечественного мотоспорта, служит, пряно окажем, слабым утешением для тренеров и их воспитакников. И вот наконец стрелка «мотоциклетного барометра» вроде бы остановилась на «ясно». Вышло в свет новое «Положение о соревнованиях по мотоциклетному кроссу на дичяо-командное первенство СССР». Уже то, что оно рассчитано на четыре года, — факт необычный и крайне важный. Тренеры отныне получили возможность работать с перспективой, не опасаясь, что сделанное сегодня не будет нужным завтра. Отрадно и то, что в рамках одного командного чемпионата объединились соревнования женщин (175 см3), мужчин (175, 250 и 350 см3), а также экипажей на мотоциклах с колясками, принятых наконец-то на правах рав< ных в семью большого мотоспорта. Это Положение выделило в отдельное первенство состязания юношей и узаконило проведение только личного первенства среди мужчин в классе машин 125 см1, поокольку эта кубатура из-за отсутствия машин уже давно страдает дистрофией. Итак, лично-командный чемпионат СССР по мотокроссу на мотоциклах так называемых немеждународных классов стартовал в июле. Его открыли экипажи с колясками. Но главные события развернулись на известных своей сложностью трассах в Белгороде и Полтаве, где выступили женщины (175 см9), мужчины (125, 175 и 350 см-) и юноши (125 и 175 см3). Эти соревнования представляли особый интерес. Ведь спортсменов на машинах перечисленных кубатур любители мотоспорта смогут увидеть в будущем году на стартах юбилейной спартакиады по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Таким образом, состязания в Белгороде, и Полтаве при всем прочем носили характер генеральной репетиции перед большим спортивным праздником—смотром отечествеяного мотоспорта. Они также во многом подытоживали результаты двухлетней работы, которую проделали автомотоклубы и секции после завершения IV Спартакиады народов СССР. На* белгородской трассе стартовало тридцать претенденток на золотую медаль. чемпиона страны. Приятно, что появилось несколько новых имея, что в целом состав участниц помолодел. Однако настоящей острой конкуренции ветеранам новички не составили. Опытная ростовчаяка В. Кокова могла стать чемпионкой еще до окончания соревнований, не подведи ее двигатель мотоцикла. Зато в двухГРЕПЕТИЦИЯ БЕЗ СЦЕНАРИЯРезультаты первенств* СССР по мотокроссу (Белгород и Полтава) Женщины: 1. В. Коноба (Ростов-на-Дону), 2. В. Долгая (Днепропетровск), 3. В. Михельсои (Кировоград). Мужчины, 175 смэ: 1. л. Шинкаренко /Киев), 2. К. Петушков (Москва). 3. В. Овчинников (Кишинев). 350 смЗ: 1. А. Клявиньш (Рига). 2. А. Козырчиков (Ижевск), 3. А. Дежинов (Ленинград). 125 смЗ (личное первенство): 1. П. Рулев (Ленинград), 2. А. Мандриченко (Кишинев), 3. А. Долинкнн (Ленинград). Юноши. 125 смз: 1. в.- Попенко (Калининград), 2. Ю. Сотников (Пятигорск), 3. в. Рыбальченко (Кировоград). 175 смЗ; 1. С. Левин /Ковров), 2. А. Бочков (Ленинград), 3. Ф. Иксанов (Челябинск). Окончательные командные результаты чемпионата страны определяются после проведения в Ростове-на-Дону последнего этапа — соревнований мужчин на машинах класса 250 см-.заключительных заездах Валентина шей ступени пьедестала почета и чемвыступила просто великолепно, оставив пиона IV Спартакиады народов СССР соперниц далеко позади. среди юношей ленинградца П. Рулева. Наиболее драматично развивались На этот раз он стал победителем сресобытия в соревнованиях мужчин на ди мужчин в классе 125 см3. Рост масмашинах класса 350 см3. Поломки в терства этого талантливого гонщика мотоциклах вывели из борьбы за меочевиден. Обладая мягкой, прямо-таки дали прошлогоднего чемпиона Алекэластичной манерой езды, он словно сандра Лебедева, молодого, но уже плывет по крутым склонам трассы. Поопытного Владимира Погребняка. Во беда Рулева тем более почетна, что довтором заезде отправился с трассы в стигнута она была в борьбе с такими закрытый парк и экс-чемпион страны известными гонщиками, как А. СавельАдрис Клявиньш. ев, Ю. Романов, В. Тюрин, В. ЛаврентьСудьба золотой медали решилась в ев, Ю. Агеев, С. Набиулия, Г. Севостьзаключительном заезде. При сложивянов. Успех Рулева вполне закономешейся ситуации победу в нем мог одеррен. Тщательная подготовка юных жать только тот гонщик, который сокроссменов, забота о смене ветеранам, хранил самообладание и наметил точкоторая давно стала традицией в секный тактический план борьбы. Это был ции мотоспорта Ленинградского Дворнелегкий день в спортивной биографии ца пионеров, продолжает приносить Клявяньша. В третий раз на нынешсвои плоды. Вместе с Рулевым на пьених соревнованиях рижанин увидел дестал почета поднялся другой воспипосле старта впереди себя стремительтанник этой секции — А. Долинкии, но набиравшего скорость ижевца А. Козанявший третье место. зырчикава. Начался редкий по краНо все же героями этих заездов соте поединок двух асов кроссовых стали юные представители Российской трасс. Для каждого из них победа в Федерации. Они завоевали четыре меэтом заезде приносила звание чемпиодали из шести. Всего по два заезда пона страны. Можио только поражаться, надобилось 17-летнему испытателю с каким хладнокровием вел гонку на Ковровского завода Станиславу Левиэтот раз Клявиньш. Его преимущество ну и 1в-летнему токарю из Калининсказывалось на самых трудных участграда Виктору Попенко, чтобы стать ках трассы, которые он проходил чутьпобедителями юношеского первенства чуть быстрее и экономнее. Так, накапстраны на машинах классов 175 и ливая на каждом прыжке, каждом 125 см». подъеме и повороте драгоценные доли Каковы же основные итоги прошедсекунды, Клявиньш хотя и медленно, ших соревнований? Безусловно, они но верно приближался к сопернику. А продемонстрировали дальнейший рост за два круга до финиша он вышел впемастерства «среднего звена» наших ред и стал чемпионом страны. кроссменов, помогли выявить ряд моВ остальных классах машин, стартолодых талантов. В то же время на вавших в Белгороде и Полтаве, победитрассах Белгорода И Полтавы особенно отчетливо проявилось преимущество тели определились досрочно. Всего два спортсменов Москвы, Украины, Росзаезда понадобились киевлянину Л. Шинкаренко (175 см3), чтобы завоесийской Федерации, Латвии и Ленинвать «золото». Его преимущество в техграда, где регулярно проводятся различные соревнования. нике езды на сложной полтавской трасВозьмем протокол командных резульсе, в подготовке машины было очевидным. Укороченный путь привел к выстатов соревнований в Белгороде. Кол-п at иг ас яч еяас¥1и