МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ «РАЛЛИ ДЛЯ ВСЕХ»?Как сделать автомобильное ралли более массовым? Этот важный вопрос поднял в своей статье « Ралли для всех» заслуженный тренер РСФСР В. Лапин («За рулем», 1970, N° 7). И на мой взгляд, своевременно. Дальнейшая судьба ралли волнует многих спортсменов. Нельзя закрывать глаза на то, что большая часть проводимых сейчас соревнований максимально приближена к международным ралли. Хорошо это или плохо? Казалось бы, хорошо. Но не будем спешить с выводами, попробуем разобраться, так ли это на самом деле. Сложные, высокоскоростные ралли, изобилующие специальными участками, линейными и кольцевыми гонками, безусловно, служат отличной тренировкой к международным соревнованиям. Они требуют от спортсменов высокого водительского мастерства и специальной подготовки автомобилей. К ак правило, трасса таких соревнований объявляется заранее, и к тому же участникам выдается подробная легенда. Что ж делать в таком случае спортсменам второго и третьего разрядов, которые, естественно, стремятся выступать в ралли? К ак приобщить к этому виду спортивных встреч владельцев личных автомобилей? Наконец, где же растить грамотных штурманов? Проще всего, конечно, стать на путь снижения средних скоростей и облегчения дополнительных соревнований. Но это, как показывает опыт, приводит к тому, что основная масса участников преодолевает трассу без штрафных очков, а победитель определяется по лучшим результатам, показанным в стрельбе или двух-трех слаломах. Такие соревнования проходят скучно и вызывают у спортсменов лишь сожаление о потерянном времени. Как же быть, как сделать ралли массовыми, интересными, безопасными для спортсменов средней квалификации? В первую очередь, мне кажется, средние скорости на основной трассе необходимо задавать таким образом, чтобы участники могли соблюдать график, не нарушая правил движения, но, разумеется, находились в постоянном напряжении от старта до финиша. Достичь этого можно двумя путями. Первый — неизвестная участникам трасса, которую пройдешь только при умелом чтении карты. Целесообразно по возможности сократить расстояния между контрольными пунктами (5080 км), чтобы не давать возможности заблудившемуся спортсмену идти на предельных скоростях. В таких ралли успех будет зависеть прежде всего от штурманской подготовки спортсменов. Дополнительные соревнования в этом случае надо подбирать так, чтобы победа в них не зависела главным образом от мощности двигателя и другой специальной подготовки. Можно, например, вручать легенду на один из участков непосредственно на пункте KB, с которого он начинается, не показывая сам участок даже на схеме трассы. Нетсрохождение специальных контрольных пунктов здесь не должно повлечь за собой исключение из ралли, а только штрафоваться определенным количеством очков. Не меньший интерес может вызвать и движение с равномерной скоростью на участке в 5—10 км, скоростное соревнование по фигурному вождению. Не современный слалом, сводимый к бесконечному верчению между бочками, а комплекс упражнений, включающих «боксы», «восьмерку», «змейку», «доску» и т. д. Можно возразить, что все это не ново, что все это применялось еще в 1960—1963 годах. Да, применялось, но не привилось, и только потому, что эти дополнительные соревнования включались в самые сложные ралли — первенства страны, международные «За мир и дружбу», где они, естественно, терялись на фоне ипподромных, горных гонок и других скоростных состязаний. Для массовых ралли такие соревнования будут весьма к месту, тем более что они не потребуют какой-либо специальной подготовки автомобилей. Само собой разумеется, что перечень подобных дополнительных соревнований может быть значительно расширен. Второй путь — проведение специализированных ралли. Яркий пример тому — состоявшееся в ноябре 1969 года ралли на приз газеты «Московский комсомолец», где в зачет шли не только штрафные «дорожные» очки, но и сэкономленный бензин. При этом условии есть, конечно, смысл заранее объявлять маршрут, чтобы дать возможность спортсменам ознакомиться с ним. Здесь, понятно, не обязательно сокращать расстояния между контрольными пунктами, ибо забота об экономии горючего будет «держать в узде» даже самых ретивых гонщиков. Не следует забывать ио том, что эти соревнования имеют большое прикладное значение. Ведь в них проверяется мастерство не только участников, но и механиков автохозяйств, карбюраторщиков. А о том, какое значение имеет экономия топлива, и говорить не приходится. Так может стоит на подобные ралли привлекать участников не только на легковых, но и на грузовых автомобилях, выделив последних в отдельный зачет? Все сказанное выше отнюдь не исключает сложных скоростных ралли для более подготовленных спортсменов. Кстати, следует заметить, что в некоторых случаях участие мастеров в массовых соревнованиях может сделать их просто неинтересными для большинства спортсменов. «Мастера, дескать, все равно выиграют, так что же я буду напрасно ездить?» — такие высказывания приходится иногда слышать. Но ведь на этот случай в положении можно предусмотреть ограничение разрядов. Так, к участию в ралли «Новичок», которое было проведено два года тому назад, допускались спортсмены не выше второго разряда.Все эти относительно легкие соревнования пригодны как для спортсменов, выступающих на машинах клубных, заводских, автохозяйств, так и для владельцев личных автомобилей. До сих пор ветераны с гордостью вспоминают о своем участии в туристском ралли «Москва—Севастополь». Очень многие автолюбители с удовольствием выступили бы в однодневных соревнованиях на 300—400 км с остановками у достопримечательных мест. Попытки организации таких ралли были, но, к сожалению, не всегда они приводили к желаемым результатам. Взять хотя бы ралли «Любитель», организованное ФАС Ярославской области. Можно было бы только приветствовать инициативу ярославцев (кстати, очень много делающих для нашего автоспорта), но при выборе трассы и средних скоростей движения устроители, по-видимому, ориентировались не на любителей, а на опытных спортсменов. Вот почему большая часть соревнований превратилась для любителей в такой кросс, при воспоминании о котором многие и сейчас вздрагивают. Организуя ралли для автолюбителей, следует особо помнить о сбережении техники. Ю. МИХАИЛОВ. мастер спорта Отредакции . Вопрос о будущем автомобильного ралли поднимается ид страницах «За рулем» не впервые. Об этом говорили в своих выступлениях министр автомобильного транспорта Белорусской ССР председатель федерации автоспорта республики А. Андреев («Автоспорт — наш помощник», 1970, № 1), заслуженный мастер спорта Л. Потапчик я заслуженный тренер СССР К. Сочнов («Три неразыгранных медали, 1970, № 1), заслуженный тренер РСФСР В. Лапин («Ралли для всех», 1970, № 7), чемпион страны мастер спорта Э. Сингуринди («Ралли без секретов», 1970, № 12). Авторы предлагают разные варианты соревнований, спорят, когда речь идет о конкретных деталях, но в одном единодушны: этот вид соревноваиий стал настолько популярным в нашей стране, что возникла настоятельная необходимость в выработке новых основных условий, которые могли бы привлечь к автомобильным ралли как можно больше водителей: работников автохозяйств, владельцев машин. К ак показывает опыт, например, Средне-Уральского территориального транспортного управления («За рулем», 1971 № 5), ралли может и должно стать школой повышения профессионального мастерства водителей, надежным помощником в выполнении производственных планов. Есть у этого вида соревнований и другое качество. Ралли—своеобразный полигон, где проходят строгий экзамен новые модели автомобилей, узлы, агрегаты. Поэтому необходимо учитывать интересы спортивных коллективов автозаводов, из которых, кстати, в основном комплектуются сборные команды страны. И в этом направлении было немало интересных предложений. Думается, Федерация автомобильного спорта СССР обсудит все эти предложения и выработает конкретные меры для того, чтобы ралли стали подлинно массовыми, доступными для широких кругов автомобилистов.