12
13
УЧИТЬ ПО-НОВОМУВ помощь автомотоклубам ДОСААФсвязанные между собой (кривошипношатунный и газораспределительный механизмы, системы смазки, охлаждения, зажигания, трансмиссия, механизмы управления и др.). Для практических занятий (решения задач) по правилам движения оборудована асфальтированная площадка со светофорами, д орож ­ ными знаками, линиями, обозначающими терекрестки, тротуары и т. д. К сожалению, рационализация в автомотоклубах we находит еще повсеместной поддержки. Порой преподаватели, мастера, курсанты в свободное время создают оригинальные пособия, работая в крайне стесненных условиях. Потом оказывается, что предложения не встречают интереса, а их авторам даже спасибо никто не скажет. Думается, что в каждом клубе должн о быть бюро рационализаторов из преподавателей, мастеров производственного обучения. Им надо отвести место для работы, снабдить инструментами и материалами. План рационализаторской работы и оформленные предложения желательно рассматривать на педагогическом совете. Если усовершенствование представляет интерес для других клубов, педсовет вправе рекомендовать его на рассмотрение комиссии при соответствующем комитете ДОСААФ . Необходимо предусмотреть и систему поощрений за лучшие работы — благодарности, грамоты, денежные вознаграждения. Важным стимулом могут служить выставки наиболее интересных работ. Целесообразно приурочивать их к учебнометодическим сборам. Именно так делает Белорусский комитет ДОСААФ , несколько лет подряд организующий выставки в период сборов. Хорошее подспорье в учебной работе и диафильмы по устройству систем и механизмов автомобиля. Однако вря ­ де учебных организаций недооценивают экран. Деньги для оснащения клубов ки ­ ноаппаратурой подчас не используются. При строительстве учебных зданий не предусматривают киноустановки. Необходимо завершить работу над обновленным кинокурсом «Автомобиль», подготовка которого поручена Госкомитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Напомним, что такой курс создается в течение уже 35 лет. Многие его ленты давно устарели. Настойчивое внедрение нового, прогрессивного в учебную практику — одно из важных условий, обеспечивающих высокое качество подготовки водителей для армии и народного хозяйства. начальник К. ШЕСТОПАЛОВ, учебно-методического кабинета ЦК ДОСААФ, М. КОЛПАКОВ, старший методист Учебным организациям оборонного Общества в новом пятилетии предстоит расширить подготовку водителей для Советских Вооруженных Сил, народного хозяйства и автолюбителей. И не просто расширить, но и повысить качество подготовки. В этих условиях еще большее значение приобретает совершенствование материальной базы, методов и средств обучения. Было бы, конечно, идеальным сразу оснастить автомотоклубы, школы, курсы, спорттехклубы машинами, агрегатами, узлами новых моделей, поставить в классы современные тренажеры, программированные устройства заводского изготовления. Думается, в недалекой перспективе так оно и будет. Сегодня же , однако, надо исходить из того реального, чем мы располагаем, и заняться поисками дополнительных резервов. Один из них, на наш взгляд, в устранении разнобоя при оборудовании классов по изучению теории автомобиля, технического обслуживания, правил движения. Проверками установлено, что в одних клубах классы перегружены агрегатами, механизмами, подчас размещенными хаотично; в других — оборудования не хватает. Между тем правильное размещение учебных пособий — дело не формальное. Это фактор, способствующий высококачественной подготовке водителей. Для того чтобы с наибольшим эффектом использовать учебное оборудование, методический кабинет ЦК ДОСААФ рекомендует типовые классы (смотри рисунки). Опытом проверено, что оборудованные таким образом учебные аудитории наиболее рациональны. Другим важным фактором является внедрение в учебный процесс современных технических средств — тренажеров, контролирующих и обучающих машин. Значительная часть такого оборудования, как известно, изготовляется на месте собственными силами. Там же , где нет возможности сделать эти устройства, применяют простейшие программированные пособия, хорошо помогающие контролировать усвоение материала. Скажем, на занятиях по теории автомобиля без применения специальной аппаратуры преподаватель после очередного рассказа проверяет опросом знания слушателей, затем объясняет новый материал, опять спрашивает и т. д. За 10—15 минут он опросит трех-четырех человек. А как остальные? Усвоили они материал или нет? Преподаватель подчас не уверен в этом. Примени он самое простое программирование — и за короткое время сможет определить знания многих. В некоторых автоклубах за 7—10 минут до конца урока преподаватель выдает обучаемым листки с вопросами по пройденному материалу или диктует эти вопросы, затем предлагает ответить на них. Форма самая простая: номер группы, фамилия, инициалы курсанта... Примерные вопросы: назовите основные детали газораспределительного механизма. Каково назначение распределительного вала и как он устроен? Каково соотношение скоростей вращения коленчатого и распределительного валов? Таких вопросов пять-шесть. В конце занятия преподаватель собирает листки с ответами. Налицо, как видим, простейшее усовершенствование связи преподавателя с аудиторией. Применяются также программированные пособия в виде картзаданий для самоконтроля. Они особенно полезны при повторении материала по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. Более широко используется программирование в изучении правил движения. Электрифицированные стенды, различные макеты, контролирующие и обучающие приборы — постоянные спутники педагогов во многих наших клубах. Так, в Алма-Атинском автомотоклубе установлены столы, и на каждом из них три планшета с набором перекрестков и площадей, а в выдвижном ящике стола — набор фигур: автомобили, трамваи, троллейбусы, светофоры, регулировщики (см. фото). Для повторения материала преподаватель создает обстановку движения транспорта на своем столе-макете, затем предлагает всем взять из планшета соответствующий перекресток, а из ящиков столов — фигуры и решить поставленную задачу. Технические средства обучения хорошо сочетаются с общепринятыми методами. Преподаватель, применяя программированное пособие (карточки, билеты, устройства), проверяет знания по материалам предыдущего занятия, затем, как обычно, излагает нозый материал ив конце, опять программированным опросом, закрепляет знания. В некоторых учебных организациях наряду с программированными устройствами применяют простейшие тренажеры, способствующие выработке навыков безопасного вождения автомобиля. Их можно тоже изготовить своими си ­ лами. Автомотоклубы располагают станками, сварочными аппаратами, инструментом, а среди курсантов всегда найдутся слесари, токари, электрики, сварщики. В ряде клубов и комитетов большое внимание уделяется рационализаторской работе. Например, Куйбышевский областной комитет ДОСААФ ежегодно ее планирует. Специальная комиссия, в которую входят самые опытные преподаватели и мастера, рассматривает предложения. Хорошо поставлено это дело в Бакинском, Одесском, Калачинском (Омская область) автомотоклубах. В Баку классы по изучению устройства автомобиля оборудованы специальными щитами. На них смонтированы механизмы и системы автомобиля из «живых» приборов и деталей, кинематически12 Класс теоретических занятий по изучению устройства автомобиля (площадь 2 не менее 45 м ): 1 — макеты; 2 — щнт с деталями; 3 — передний мост с рулевым управлением; 4 — передний ведущий мост; 5 — лебедка с приводом; 6 — плакатница; 7 — ш кафс деталями; 8 — фильмоскоп; 9 — задний мост с одинарной передачей; 10 — задний мост с двойной передачей; 11 — р азрезная коробка передач; 12 — двигатель автомобиля ГАЗ разрезнойсо сцеплением, коробкой передач, приборами питанияи зажигания; 13 — в ешалка для плакатов : 14 — экран; 15 — двигатель автомобиля ЗИЛ со сцеплением, коробкой передач, прибор амипитанияизажигания ; 16 — демонс трационный стол.Класс по изучению правил движения (площадь не менее 45 м2 ): 1 — макеты; 2 — стенд смеханизмамиуправления автомобилем; 3 — д орожныезнаки (элект рифицированные , под матовым стеклом); 4 — э кран ; 5 — в ешалка для плакатов; 6 — учебный стол-макет для реш ения задач; 7 — стол преподавателяс пультом управления подсветкой дорожных знаков; 8 — плакатница; 9 — ш каф для учебных пособий; 10 — фильмоскоп; 11 — стол на троих обучающихсяс тремя плакатницами , содержащими комплекты перекрестков (площадей); в выдвижном ящике стола содержатся наборы фигур, д орожных знаков, светофоров для самостоятельного решения задач.Класс правил движения (Алма-Атинский j автомотоклуб ДОСААФ).Класс технического обслуживания автомобилей (площадь не менее 140 м2 ). В перечень оборудования класса входят: Два автомобиля ГАЗ; два автомобиля ЗИЛ; два двигателя ГАЗ; два двигателя ЗИЛ; г аражное оборудование; инструменты; п ередвижные столы (10 — 12 штук); карты смазки автомобилей ГАЗ и ЗИЛ; перечни работ по темам № 3 — 8 (вывеш иваются на стенах): п еречни работ по контрольному осмотру автомобилей перед выпуском ил паркаив пути, поежедневному, первому, второму и сезон ному техническим обслуживаниям (выв ешиваются на стенах). Каждое рабочее место должно быть пронумеровано и кроме оборудования оснащено комплектами инструмента и приспособлений в соответствии с инструктивными картамии следующей документацией: планами выполнения задания, инструкцией по технике безопасности, инструктивными картами.