КЛУБ«ЖИГУЛИ» В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХИ хуже более 100 тысяч. Н а новенький ВАЗ теперь больше не оборачиваются прохожие . «Жигули» н ачали трудиться. И среди автолюбителей разговоры об этой машинеуже вышли из области предположенийи принимают все более деловой характер. Р едакцияза последнее время получает много писем от владельцев « ж игулей » . Вопросы н просьбы, с ужденияи предложения. Они разные и порой неожиданные . П одавляющее большинство авторов писем благодарит Волжский автомобильный заводзанадежную , комфортабельную, нетребовательную куходу машину. Кое-кто обнаружилв своем экземпляре отдельные дефекты. И вопросы, вопросы, вопросы. Мы выбрали наиболее часто встречающиеся и обратились на заводв Тольятти. Отвечает инженер Б. Калинин. Каков состав охлаждающейжидкостии можно ли пользоваться для заправки системы обычной водой? Охлаждающая жидкостьдля ВАЗа — с ложнаякомпозиция . В нее входят вещества, н епоступающиев продажу, а технология такова, что «на кухне» эту жидкость приготовить не удастся. В случае значительнойивнезапной утечки жидкостииз системы охлаждения разрешается долить в нее чистую воду. При этом нужно дать двигателю остыть, с нять пробки радиатораирасширитель ­ ного бачка, з алить воду через горловину радиатора «до полного», з акрыть ее пробку и долить воду врасширительный бачок на. 7 см выше метки «МИН». После прогревапроверьтеуровень воды ипри необходимости добавьте 100 — 150 смЗ (это тот объем, к оторыйзанимал воздух, о ставшийсявшлангеи вышедший изсистемы после прогрева). Можно ли эксплуатировать автомобиль с воздушно-паровой пробкой в системе охлаждения? Такая пробка — явление недопустимое. Возникнуть она может, если в системе недостаточно охлаждающей жидкости. В инструкциисказано , что уровень ее врасширительном бачке должен быть на 6—7 см выше отметки «МИН». Контролир овать его нужно при холодном двигателе. З апомните : н ормальныйуровень охл аждающейжидкости — одно из условий долголетия двигателя. К ак подтянуть болты, к репящие головк у блока двигателя, н гайки , крепящие корпус подшипников распределительного вала? Схема очередности затягивания болтов головки блока дана в инструкции. Работа этавыполняетсяв два приема. Сначала нужно затянуть все болты динамометрическим ключом в порядке, предусмотренном схемой, к рутящим моментом 4 кгм. Потом повторить операцию, увеличив усилие до 11,5 кгм. З атягивать гайки на корпусе подшипников распределительного вала нужно моментом 2,3 вгм. Начинайте от средних гаек. Каним должен быть расход топлива? К ак его проверить? Расход бензина зависит от многих причин. Нужно учитывать нагрузку, условия движения, скорость, х арактеристику , модель и состояние шин , а также погоду и стиль вождения. Поэтому нельзя установить какое-либо конкретное число, действительное для всех случаев. Мы дадим границырасхода топлива, в которые должны укладываться «Жигули» после обкатки в4 — 5 тысяч километров. При этом берутся условия движения по шоссе с полной нагрузкой. На скорости 60 км/час расход от 6,5 до 8,0 л/100 км; 80 км/час — от 7,0 до 8,75; 100 км/час — от 8,0 до 10,5; 120 км/час — от 10,0 до 13,0 л/,100 км. На максимальной скорости расход топлива может достигать 16 л/100 км. При движении по городу расходуется на 25—40 процентов больше горючего, чем на шоссе. Чтобы проверить «аппетит» машины, нужно заполнить бензобак «под пробку», з аписатьпоказания спидометра итщательнофиксировать количество заправляемого бензина. Через 500 —1000 километров (чем больше, тем точнее будет средняя цифра) долейте при помощи мерной посуды (с точностью до 0,5 литра) топливо в бак снова до горловины и посмотрите на счетчик пройденного пути. Таким образом, у вас будет две цифры : суммарное количество израсходованного бензина и пробег автомобиля. Разделив первую на вторую, получим удельный расход топлива. Какими тормозными жидкостями можно пользоваться? Система гидропривода тормозов ВАЗ-2101 заправлена специальной тормозной жидкостью ГТЖА-2 «Нева». Она отличается высокими эксплуатационными качествами. Смешивать ее с любыми другими тормозными жидкостями совершенно недопустимо. Это может вывести из строя резиновые детали системы. Как снять спинку заднего сиденья? Очень просто. Вначале снимите подушку сиденья. Надо просто поднять ее так . чтобы два фиксирующихштырявышли из отверстий на поперечине пола. После этого отогнуть две пластинки, крепящие спинку снизу, подать ее на себя и. приподняв вверх, снять. Сейчас на автомобилях ВАЗ устанавливают радиоприемник. На моей машине его еще не было. К ак поставить антенну? Антенна располагается на левом переднем крыле. Чтобы поставить ее на автомобиль, нужно просверлить специальное отверстие довольно большого диаметра. Сделать его в тонком металле крыла , не принеся ущерба внешности машины , не так просто. Не рекомендуем решать такую задачу «подручными» средствами. Значительно целесообразнее обратиться на СТО, з анимающуюся обслуживанием «жигулей». Перечень станций приведен в инструкции на машину. На этих станциях есть руководство по установке антенн, необходимое оборудование и квалиф ицированные специалисты. Мне часто приходится ездить по ухабистой дороге, и есть опасение, что поддон картера двигателя ударится окакую нибудь неровность. Нет ли способа защи ­ тить его от возможных повреждений? Такой способ есть. Завод предусмотрел возможность в случае необходимости защитить картер двигателя от ударов снизу. Ведь при таком ударе основная опасность не в повреждении поддона картера, а в выводе из строя масляного насоса и, к ак следствие, всего двигателя. Если вы ездите не только по асфальтир ованным городским дорогам и улицам, советуем установить специальные защитные пластины. Изготовить их можно из стальной полосы в соответствии с приводимым на рис. 1 эскизом. Р езьбовые отверстия для установки пластин на автомобиле уже имеются. Надо установить их так, к акпоказано на рис. 2, и надежно закрепить болтами М8 спружинными шайбами.Рис. 1. З ащитная пластина.Рис. 2. Установка защитных пластин: 1 — з ащитные пластины; 2 — брызговик; 3 — м асляный поддон двигателя; 4 — болт М8Х25 (4 шт.); 5 — поперечина передней подвески.