ж енбыть не менее 25 штук . Д ля перв ыхрабочийобъемдвигателя ограничен 3000 см3, д ля вторых — 5000 см3. Мы здесьнеостанавливаемсяна маш инахдлятрековыхсоревнований , автомобилях «Кан-Ам», ф ормулы «Фау» и многих других, к аки на разновидностях гонок и трассах, поскольку это предметцелойкниги , а основные сведения можно почерпнуть в регулярно публикуемых журналом материалах под рубриками « С портивный глобус» и «В блокнотлюбителямспорта » . Как оценить все перечисленные категории иформулы скоростных машинсточкизренияихбыстроходности ? Если среднюю скорость, показываемую автомобилямиформулы1 на какой-либо трассе, у словнопринятьза100 проц ентов , то средняяскоростьмашин формулы 2 составит 90—97 процентов, формулы 3 — 8 8 — 9 5 , а спортивных исерийныхлегковых — соответственно 87 — 9 4и78 — 8 5 процентов. Е жегодно во всех странахмира пров одитсянесколько сот кольцевых гонок разногомасштаба . Д истанция соревнований на гоночных машинах не превышает обычно 300 километров. Гонки же на спортивных или серийных автомобилях, напротив, редко имеют протяженность меньше 1000 километров. О бычно это многочасовыесостяза ­ ния навыносливость . В ходеих автомобили делают остановки для регулировок, з аправкитопливом , з аменышинисменыгонщиков . По правилам Международной автомобильной федерации ( Ф ИА ) , к онтролирующейразвитие автоспорта, в длительных соревнованиях гонщик не может оставаться за рулем без перерываболее6часов . В СССР чемпионатыстраны по коль ­ цевым автогонкам разыгрываются с 1955 года. С егодняунасчетыре пос тояннодействующиетрассы , н а котор ыхкаждый сезон проводится около двадцати соревнований. Отечественная промышленностьпроизводитдля клубов испортивныхсекцийгоночные автомобили формулы 2 (1500 см 3 ) и 4 (350 см3 ) . З начительнаячастьих носит маркуТаллинскогоавторемонтногозавода , к оторыйначинаяс1958 года выпустил 300 машин . Е слиговоритьоразвитии этого вида автоспорта в отдельных городах, то наибольшихуспеховвкольцевых автогонках добились спортсмены Москвы (И. А стафьев , В. Р жечицкий , Ю. Андреев), Ленинграда (И. Щ етинский , Ф. Смуров), Таллина (Э. Г риффель , X. С аарм , М. Л айв ) , Т билиси (Ш. Мамр икишвили , В. Г лурджидзе ) . Советские гонщики выступают и за рубежом, п режде всего в гонках на «Кубок дружбысоциалистическихстран » , проводимых в несколько этапов на разных трассах. Прошлогодний розыгрыш Кубка был отмечен успехом нашего спортсмена Ю. А ндреева , к оторыйвышелна второе место . Л. ШУГУРОВНА ПЛЕНУМАХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙПрошедшие со времени отчетного пленума четыре года много дали для развития автомобильного спорта в стране. За это время проведено более 168 тысяч автосоревнований, в которых стартовало 3 миллиона 490 тысяч человек. Р азрядные нормативы выполнили 892 887 спортсменов, из них 168 стали мастерами спорта, около 5 тысяч — п ерворазрядниками . 13 участникам ралли Лондон — Сидней и Лондон — Мехико присвоено звание заслуженного мастера спорта. Подготовлено 89 783 судьи по автоспорту. Дальнейшее развитие получили такие виды соревнований, к ак автокросс, шоссейно-кольцевые гонки, которые наряду с двоеборьем, картингом и ралли были включены в программу V Всесоюзной спартакиады . Ее итоги наглядно свидетельствуют о том, что автоспорт значительно расширил свою географию, стал достоянием широких масс автомобилистов. Лучших результатов, если учитывать автосоревнования, добились спортсмены Грузии, успешно выступили на спартакиаде представители Москвы, Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, Российской Федерации. Эти факты привел в своем докладе на отчетно-выборном пленуме Совета ФАС СССР председатель Федерации автомобильного спорта дОктор технических наук Л. Л. Афанасьев. На пленуме говорилось о возросшем удельном весе массовых видов соревнований, появлении новых состязаний, помогающих производству, — конкурсов на звание лучшего шофера, ралли молодых водителей (выступление председа-i теля комитета массовых видов соревнований Д. Фингарета). Вместе с тем отмечалось, что развитие автомобильного спорта, его материальнотехническое обеспечение и уровень спортивного мастерства участников ряда соревнований продолжают отставать OT современных требований. Автоспорт еще не везде используется для воспитания и повышения квалификации водительских кадров. З начительная часть шоферов-профессионалов и возрастающая армия владельцев личных автомобилей не привлекаются в широких масштабах к участию в соревнованиях. Продолжающееся отставание в развитии таких видов автоспорта, к ак ралли и скоростные гонки, объясняется недостаточным обеспечением спортивной техникой, малым количеством специальных трасс и автодромов. Некоторые виды соревнований, и прежде всего кросс, ралли, многоборье, требуют дальнейшего совершенствования. Эти вопросы поднимали в своих выступлениях заместитель председателя федерации автоспорта Белоруссии И. Словаревский, начальник республиканского автомотоклуба ДОСААФ Украины М. Гершензон, заслуженный тренер РСФСР В. Дудко и другие. Совершенно забытымиоказалисьв последние годы соревнования на установление рекордов. Лишь небольшая группа энтузиастов, главным образом харьковчане, продолжает поиски новых конструкций рекордно-гоночных автомобилей, но эта работа практически не может принести результатов, поскольку до сих пор не найдена подходящая трасса (выступления судьи Всесоюзной категории А. Сабинина и неоднократного рекордсмена страны И. Тихомирова). Вопросам улучшения подготовки общественных спортивных кадров — тренеров, инструкторов-организаторов и судей, издания для них необходимой лит ературы посвятили свои выступления председатель комитета по ралли Р. Чертов и председатель комитета по картингу А. Черкасский. На пленуме выступил заместитель председателя ЦК ДОСААФ А. Н. Скворцов. Председателем Федерации автомобильного спорта СССР вновь избран Л. Л. Афанасьев, ответственным секретарем — В. В. Маржецкий.Мы намеренно приурочили статьюк № 7 журнала . Ведь в конце июлявЛенинградесостоитсячемпионат СССР по кольцевымгонкамнасерийных автомобилях, а в августе в Риге пройдут заключительные этапы первенства страны для гоночных машин.Мотоциклетные соревнования занимают едва ли не самое большое место в календаре по военно-техническим видам спорта. Можно назвать десятки только всесоюзных, европейских и мировых чемпионатов, в которых ежегодно стартуют советские мотоциклисты. ' Огромную популярность завоевали в нашей стране состязания по кроссу, на кольцевых, ипподромных. г аревыхи лед яных трассах, по мотоболу. Возросший размах мотоциклетных соревнований продемонстрировала V Всесоюзная спартакиада, в программу которой были включены шесть видов мотосостязаний. Только в одном спартакиадном году наши мотоциклисты стартовали более 45 тысяч раз, а общее число участников достигло 689 тысяч. Р азрядные нормативы выполнили 116 849 человек, в том числе мастерами спорта стали 178, а кандидатами в мастера — 436 мотоциклистов. Итогам ианализуразвития мотоспорта посвятил свою работу очередной пленум Совета ФМС СССР, с отчетным докладом на котором выступил председатель Федерации мотоциклетного спорта В. В. Рогожин. Несомненные сдвиги, достигнутые за последние четыре года врасширении гео графии соревнований, повышении мастерства спортсменов и введении новых военизированных состязаний, еще ярче оттенили проблемы, от решения котор ых во многом зависит дальнейший рост массовости мотоспорта, его успехи на международной арене. Почти все выступавшие на пленуме высказывали серьезную озабоченность недостатком квал ифицированных тренеров, механиков, судей, нехваткой спортивной техники. Об этом, в частности, говорили заслуж енный тренер Украинской ССР В. Ромов, з аслуженный тренер РСФСР В. Тарлюк, преподаватель Московского института физической культуры и спорта Э. Цыганков, ответственный секретарь федерации мотоспорта Туркменской ССР В. Гавриков, председатель федерации MOтоспорта Эстонской ССР Р. Лаур., председатель Всесоюзной коллегии судей Г. Афремощ и другие. Ответственный секретарь федерации мотоспорта Белорусской ССР Л. Беркович и председатель Ставропольской краевой федерации мотоспорта И. Негрибода подчеркнули в своих выступлениях важность традиционных соревнований, посвягценных героям гражданской и Великой Отечественной войн. Такие соревнования помимо чисто спортивного имеют и огромное воспитательное значение. Многие из этих состязаний проходят в сельских районах и популяризируют мотоспорт среди колхозной и совхозной молодежи. Вопросам, с вязаннымс вовлечением в мотоспорт владельцев личных мотоциклов, посвятили свои выступления М. Тилевич (журнал «За рулем») и заместитель председателя правления Центрального клуба автомототуристов И. Ашнинази. Федерация мотоспорта СССР, а также местные федерацийи секции уделяют мало внимания простейшим соревнованиям на дорожных мотоциклах и тем самым сужают базу мотоспорта, не используют самого массового резерва, Мало также делается для широкой пропаганды мотоспорта, создания праздничности на любом соревновании. Большое место в работе пленума заняло обсуждение вопросов тренировочной работы со сборными командами. Заслуженный тренер СССР Г. Фомин говорил о том, что членов сборных необходимо обеспечивать минимум двумя «боевыми» мотоциклами, а в период подготовки к ответственным международным стартам чаще устраивать для них товар ищеские встречи с основными зарубежными соперниками. Только в борьбе с сильными мотоциклистами наши спортсмены смогут быстрее приобрести необходимый опыт. На пленуме выступил заместитель председателя ЦК ДОСААФ А. Н. Скворцов. Председателем президиума Федерации мотоспорта СССР избран генерал-майор Л. Н. Страхов, ответственным секретарем — И. Г. Васильев.27