СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАРедакция получает много писем, авторы которых интересуются новинками запорожского автомобильного завода «Коммунар». Мы попросили главного конструктора В. П. СТЕШЕНКО ответить на вопросы читателей.СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКА.ЗАПОРОЖЕЦ, в 1074 годуНа ЗАЗ-968 образца 1974 года изменено оформление передней части кузова, иными стали светотехнические приборы, введено много конструктивных усовершенствований, невидимых снаружи. Горловина топливного бака теперь не торчит снаружи — она перенесена под капот. На заднем крыле виден дублер указателя поворота. нынешнем году основу производственной программы нашего завода составляют модель «968» и ее модификации. «Запорожец-966В» с 30-сильным двигателем мы уже не выпускаем с декабря 1972 года, а его три модификации для инвалидов («966ВБ», «966ВБ2» и «966ВР») — с января 1973 года (см. таблицу). Какие же машины пришли им на смену? Сейчас производим ЗАЗ-968 и его экспортную модификацию ЗАЗ-968Э. Обе машины оснащаем 40-сильным двигателем, работающим на бензине А-76 (более мощные, 45-сильные двигатели, требующие бензина АИ-93, завод установил в опытном порядке на партию машин мбдели «968» в минувшем году). Почти треть всех выпускаемых в Запорожье автомобилей приходится на три модификации с ручным управлением. Все они в настоящее время базируются на новой модели — «968». Это ЗАЗ-968Б — для людей, лишенных обеих ног, ЗАЗ-968Б2 — для водителей с одной ногой и ЗАЗ-968Р — для тех, у кого одна нога и одна рука. С моделью ЗАЗ-968, производство которой начато в 1972 году, читатели журнала уже знакомы («За рулем», 1972, № 4). Поэтому я остановлюсь лишь на тех новшествах, которые отличают «Запорожец-968» образца 1974 года от его предшественников. Внешне это отличие выражается в оформлении передней части кузова ив новых осветительных приборах. Все автомобили оснащены дублирующими указателями поворота на передних крыльях, фонарями стояночного света, задними катафотами в соответствии с международными требованиями безопасности. На ЗАЗ-968Э монтируются и фары, отвечающие этим требованиям.ВЕще одно новшество, незаметное снаружи, — все внешние осветительные приборы соединяются с проводами посредством штеккерных разъемов. В строгом соответствии с международными нормами безопасности на всех «запорожцах» 1974 года предусмотрены точки крепления ремней для водителя и трех пассажиров. Мы планируем, что с 1975 года все машины будут выходить из завода с уже смонтированными ремнями безопасности. С 1972 года на «запорожцах» впервые появилась травмобезопасная рулевая колонка. Ее вал со встроенным энергопоглощающим элементом при аварии подается вперед, предотвращая повреждение грудной клетки водителя. Поскольку вал выполнен отдельно от червяка, они соединяются посредством шлицев и стяжного зажима. Такое устройство применяется в настоящее время на всех модификациях, за исключением ЗАЗ-968Р. При внешнем осмотре «Девятьсот шестьдесят восьмого» бросается в глаза отсутствие выступающей пробки бензобака. Теперь она размещается под капотом. Одновременно изменился сам бак. Его емкость увеличена с 30 до 40 литров. Перечисленные усовершенствования сейчас применяются на всех «запорожцах», сходящих с конвейера. Другие нововведения мы внедрили пока только на ЗАЗ-968Э, но со временем они появятся уже на всех «запорожцах». Среди них лобовое стекло типа «триплекс», декоративная окантовка на уплотнителях стекол, замок зажигания с противоугонным устройством. Чтобы сократить потери мощности в выпускной системе и уменьшить внешний шум, производимый автомобилем, завод оснащает машины ЗАЗ-968 новым глушителем и настроенной в резонанс с ним системой труб. Шумность в салоне стала меньше благодаря более эластичной подвеске силового агрегата и применению более эффективных прокладочных материалов, поглощающих шум и вибрацию. В системе отопления мы перешли на двойной подвод воздуха для нагрева (либо из салона, либо из подкапотного пространства), применили более совершенные пластмассовые патрубки для подачи нагретого воздуха, модернизировали сам отопитель, ввели новый фильтр тонкой очистки топлива. Все эти мероприятия позволили ощутимо улучшить эффективность системы отопления. В конце этого года намечено приступить к выпуску следующей модели — «968А», которая наряду с другими вберет в себя все перечисленные новшества. Обратимся к модификациям с ручным управлением. Выше мы уже назвали их. На двух, ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2 стоит 30-сильный двигатель. Они укомплектованы дифференциалом и главной передачей с увеличенным передаточным числом по сравнению с ЗАЗ-968 (4,63 Модели «запорожцев» Прежние 966В (30 л. с.) 966 (40 л. с.) 966ВР (30 л. с.) 966ВБ (30 л. с.) 966ВБ2 (30 л. с.) 1974 года Ближайшие968 (40 л. с.) 968А (40 л. с.) 968Э (40 л. с.) 968Р (30 л. с.) 968Р (30 л. с.) 968АБ 968Б (30 л. с.) (40 л. с.) 968Б2 (30 л. с.) 968АБ2 (40 л. с.) ,