СПОРТО крупнейшем мотоциклетном соревновании минувшего сезона рассказывает главный редактор журнала «Свет мотору» (ЧССР) Мирослав ЭБРрупнеишее и самое важное мотоциклетное соревнование сезонамеждународные шестидневные гонки — впервые за свою 60-летнюю историю состоялось в минувшем году не в Европе, а на территории Соединенных Штатов Америки. Организаторы 48-й по счету мотоолимпиады, как часто называют шестидневку, не имели опыта проведения подобного рода грандиозных спортивных мероприятий. Подготовку они начали с того, что посетили в 1972 году Шпиндлерув Млин в Чехословакии, где проходила предыдущая многодневка. Они осмотрели все, что пожелали, кое-чем были восхищены, а кое-что вызвало у них почти пренебрежительные усмешки. Очевидно, знакомство оказалось не слишком глубоким, поскольку при организации соревнований дома устроители допустили большие просчеты. Например, на второй день, при старте гонщиков, кто-то забыл открыть ворота, через которые спортсмены выезжали на трассу; сообщения о результатах гонок поступали со значительным опозданием — лишь утром, и к тому же содержали грубые ошибки. Нам не понравилось также, что на территории, где разместились различные павильоны обслуживания и где гонщики перед наВ «Спортивном глобусе», опубликованном в декабрьском номере «За рулем» за минувший год, сообщалось, что мотоциклетные шестидневные соревнования ФИМ. впервые состоялись вСША. И вновь главный приз — «Всемирный трофей» завоевали гонщики ЧССР. Хотелось бы подробнее узнать об этих состязаниях. В. ДМИТРИЕВ, мастер спортаКАК ЭТО БЫЛОчалом соревновании проводили окончательную подготовку машин, была устроена настоящая ярмарка. Сюда мог пройти каждый, даже без пропуска — достаточно было заплатить 1 доллар за вход. Это не способствовало созданию необходимой перед стартом рабочей обстановки. Еще до открытия гонок произошел беспрецедентный случай. Группа людей, недовольная, очевидно, самим фактом проведения соревнований, предъявила претензии к организаторам, а также к американскому штату Массачусетс. К счастью, они не оформили свою жалобу в соответствии с существующими правилами, и разбор ее был отложен. Но несколько дней спустя, в разгар шестидневки неизвестными была снята разметка трассы. Организаторы попытались снова повесить знаки, но их с угрозами окружили несколько человек с пистолетами и ружьями в руках. Американская мотоолимпиада прошла под знаком шумной рекламы и откровенной погони за долларами, так как организатор — Американская мотоциклетная ассоциация, не • получившая никакой финансовой поддержки государства и местных организаций, вынуждена была платить за все. Как и всегда, шестидневка оказалась в центре внимания многих мотоциклетных федераций и ведущих мотоциклетных фирм Европы. За главный приз — «Всемирный трофей» боролись 12 национальных команд, за «Серебряную вазу» — 20 команд. «Всемирный трофей» в четвертый раз подряд завоевали представители Чехословакии на машинах марки ЯВА. Их победа была заслуженной: никакой другой команде не удалось закончить шестидневку без штрафных очков. Вот имена тех, кто добился этого успеха: П. Чемус, Ф. Мразек (250 см 3 ), К. Машита, Й. Цисарж (360 см 3 ), Й. Фойтик и 3. Чешпива (500 см 3 ) и, конечно, тренер Ф. Мошна. Команда Германской Демократической Республики, которая на машинах марки МЦ всегда входила в число фаворитов, прекратила соревнования уже после первого дня. Причиной стал массовый дефект—заедание поршневых колец из-за употребления масла «Кастроль». Гонщики ГДР пользовались им по рекомендации фирмы-производителя. Вокруг этого печального факта разразились споры, причем некоторые западные журналисты возлагали вину на команду ГДР. Окончательную ясность внесло заявление представителя фирмы «Кастроль», признавшего, что масло не годилось к употреблению. Он принесНОВОЕ В РАЗРЯДНЫХБюро президиума ЦК ДОСААФ СССР по представлению Федерации мотоциклетного спорта внесло некоторые изменения в разрядные требования Единой Всесоюзной спортивной классификации по мотоспорту на 1973—1976 гг. Вот эти изменения. Для получения звания «Мастер спорта» наряду с другими требованиями указывается, что спортсмен должен занять 1 —10 места на чемпионате СССР. Как известно, в последние годы чемпионаты страны по некоторым видам соревнований (шоссейно-кольцевые гонки, кроссы в классах 250 и 500 см3) проводятся в несколько этапов. Положением предусматривается, что каждый из них является самостоятельным соревнованием первенства Союза. Естественно, возникал вопрос: необходимо занять 1 — 10 места по итогам всех этапов или показать такой результат на одном из них? Поправки внесли ясность. Теперь этот абзац (ЕВСК*, стр. 58) дан в новой редакции:«М астер спорта — завоевать звание чемпиона СССР или набрать на соревнованиях I группы: водителю — 100 классификационных очков, колясочнику — 125 очков и, кроме того, занять 1 — 10 места в одноэтапных чемпионатах СССР или 1 — 6 места в любом этапеВ требованиях к кандидату в мастера спорта 1 —15 места относятся ко всем самостоятельным этапам чемпионатов СССР. Пункт 3 примечаний к разделу «Деление соревнований на группы» (ЕВСК, стр. 62) указывает, какие замены допускаются при определении группы: В связи с тем, что кандидатов в мастера спорта теперь уже много, действовавший в предыдущей ЕВСК льготный коэффициент для замены ими мастеров спорта (1 : 1,5) отменен. Следовательно, отпала необходимость подразделения этого пункта на три подпункта. Сейчас это примечание изложено так:«Для определения группы соревновании (кроме I группы у мужчин) при подсчете допускаются следующие замены: вместо одного спортсмена высшего разряда можно засчитать двух спортсменов следующего, более низкого разряда. Например: вместо 4 мастеров спорта можно засчитать 8 кандидатов в мастера спорта или вместо 5 кандидатов в мастера спорта — 10 спортсменов 1-го разряда и т. д. Уменьшение количества спортсменов, установленного для каждой из этих групп (8 у мужчин и3уженщин ) , за счет обратной замены не разрешается».многоэтапных чемпионатов СССР или 1 — 3 места на других соревнованиях I группы»,годы в связи с возросшим мастерством спортсменов к участию в первенстве СССР допускаются 3 юноши на мотоциклах класса 125 см , соответственно увеличена и дистанция гонок. Однако в таблице № 1 (ЕВСК, стр. 63) это не было отражено. Теперь этот недостаток устранен — в группе VI (юноши) в графе «125—175» добавлена цифра — 50 км. Командные кроссы, в которых разрешена любая взаимопомощь, вплоть до буксировки неисправного мотоцикла товарища, еще не получили широкого распространения. Одной из причин этого была их низкая классификация — начислялось вдвое меньше очков, чем в личных гонках. Решено поднять значение этих видов соревнований. Однако в существовавшей ранее редакции пункта о начислении очков (ЕВСК, стр. 65) было не совсем ясно, что именно подразумевается под выражением «соответствующее место». Поэтому пункт 5 примечаний к таблице начисления очков дан в новой редакции:* Единая Всесоюзная спортивная классификация на 1973—1976 гг. Издательство ДОСААФ, Москва, 1973.Раньше юношам разрешалось участие в шоссейно-кольцевых гонках только на мотоциклах класса 50 см3. Последние«В командных соревнованиях без личного зачета (зачет по последнему) всем членам команды начислять столько очков, сколько причиталось бы в личном зачете этому члену команды. Например: состав команды 3 человека, команда заняла вI группе 3-е место. Следовательно, зачетный участник пришел на финиш девятым. Каждому члену команды и начисляются очки как за 9-е место — 18 очков».30