109
П РИЛОЖЕНИЕк: Ж : У Р » И 1 / Ч ЛУ- З АР УЛЕМСОДЕРЖАНИЕНе отворачивается, не снимается Прошу объяснить Нехитрое дело "Нива": разбираем задний стеклоочиститель "Опель-Омега": меняем ступицу переднего колеса Тормозя - тормози! Впрыск на "Эскорте" и "Фиесте" Не перегреть! Твой автограф, владелец! Ставим сальник снаружи Обойдемся без "бегунка"? КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Так ли страшен "автомат"? Дело клеится Справочная служба Тише, тише, тише Искусство мыть машину Это там уже проходили Советы бывалых Страничка "Мото" Откуда свет в автомобиле? 132 133 134 135 124 126 127,131 128 129 118 120 122 123 123 114 116 112 109 110 111U E ОТВОРАЧИВАЕТСЯ, 1 1 НЕ СНИМАЕТСЯ...Специалист по ремонту автомобилей инженер Анатолий ВАЙСМАН продолжает делиться своим опытом. (Начало в ЗР, 1997, № 1). НЕ СНИМАЕТСЯ СОШКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА "ЖИГУЛЕЙ". Необходимость такой операции возникает при желании самостоятельно перебрать рулевой механизм, например, для замены изношенных червяка, ролика или просто потекшего сальника вала сошки. Иногда это может понадобиться и при замене механизма в сборе. Исключительная плотность посадки сошки на валу обусловлена большой площадью конической поверхности и мощной резьбой крепежной гайки. Кстати, труднее всего бывает снять именно "жигулевскую" сошку, гайку крепления которой затягивают чудовищным моментом - до 25 кгс-м (на "Волге", например, "всего" 15 кгс-м). За несколько лет эксплуатации машины детали настолько срастаются друг с другом, что применение съемника бесполезно - при таких усилиях выпрессовки бобышка сошки просто выскальзывает из корпуса съемника, разжимая его стенки. Поэтому действуем так. Гайку, крепящую сошку, отворачиваем, пока механизм еще стоит на машине с присоединенными рулевыми тягами - так удобнее. Сняв механизм, очищаем стык сошки и вала от грязи и ржавчины и обильно смачиваем его проникающей жидкостью (WD-40, ЗВВС, УНИСМА, керосин). Теперь надо хорошенько простучать соединение деталей кувалдой. Операцию выполняют вдвоем - помощник держит механизм на весу, положив его бобышкой сошки на край наковальни. Нанося мощные удары по большой бобышке, мы снимаем напряжение в коническом соединении. При этом важно не попасть по картеру (кроме, конечно, случая, когда изношенный механизм идет в утиль, а нужна только сошка, например для "Нивы", если используют "жигулевский" механизм). По мере простукивания периодически переворачиваем сошку другой стороной, вновь и вновь смачивая жидкостью вал с обеих сторон от сошки. Десяти-пятнадцати минут такой обработки обычно бывает достаточно, чтобы посадка сошки на валу ослабла и ее можно было снять съемником или, зажав в тисках, выбить вал ударами кувалды через медную выколотку. НЕ СНИМАЕТСЯ СРЕДНЯЯ РУЛЕВАЯ ТЯГА НА "ЖИГУЛЯХ". Честно говоря, назвать это трудным случаем ремонта язык не поворачивается, поскольку у нас, профессионалов, эта операция не вызывает ни малейших затруднений. Обратить на нее внимание меня побуждают публикации в ЗР (1995, № 10 и 1996, № 4), где автолюбители предлагают выбивать пальцы рулевых тяг с помощью громоздких и дорогих в изготовлении самодельных приспособлений, нанося удары через длинную выколотку из подкапотного пространства. И я, и мои ребята были удивлены фантазией этих изобретателей, поскольку всю жизнь снимаем среднюю тягу, вообще не применяя каких-либо приспособлений, а просто... ДВУМЯ УДАРАМИ МОЛОТКА! Вначале отворачиваем две гайки крепления шаровых пальцев к сошке и маятниковому рычагу. Взяв молоток (около 0,5 кг) и хорошенько размахнувшись (а дело происходит на яме), наносим удар его острым концом по сошке, чуть выше шарнира средней тяги. Упруго деформируясь в пределах долей миллиметра, сошка развивает такое значительное ускорение, что тяги просто не успевают за ней, и пальцы шарниров вываливаются из конических отверстий в бобышках. Теперь точно так же бьем по маятниковому рычагу, и средняя тяга падает на приемную трубу глушителя... Боковые тяги снимаем аналогично. НЕ СНИМАЕТСЯ РУЛЕВОЕ КОЛЕСО. Трудность демонтажа обусловлена тем, что ступица рулевого колеса - прочная стальная деталь, крепко сидящая на конусе рулевого вала, недоступна для непосредственного силового воздействия: она со всех сторон окружена мягким декоративным материалом. Су-