50
51
Название шведской фирмы "Скания" все чаще встречается на страницах нашего издания. Такая "предвзятость" вполне объяснима: появление принципиально новой машины (ЗР, 1996, № 1), титул "Грузовик года" (ЗР, 1996, № 4), обновление всей программы, пополнение ее "российским" вариантом (ЗР, 1996, № 10), наконец, заметный рост продаж. Стремление узнать, насколько успехи фирмы связаны с ее руководителем, естественно для журналиста, но вот встреча с президентом "Скании" Лейфом Остлингом представляла для нас особый интерес инициатива исходила от него самого, что для лиц такого ранга, судя по нашему опыту, большая редкость.говорят "к нам приезжает Лейф", вопроса - какой именно? - не возникает. "Скания" - акционерное общество, управляет которым человек, избранный высшим органом АО - советом акционеров. При этом рекомендует будущего президента, а значит, и своего руководителя, совет директоров. Оговоренного срока президентства нет: пока он работает хорошо и устраивает оба совета - пост сохраняется за ним. Такой порядок принят во многих акционерных предприятиях. Когда я попросил работника прессслужбы в двух-трех фразах назвать главные черты своего руководителя, услышал неожиданное: "Видишь ли, он родом из Лулео". Оказывается, это много значит. Лу-мечтал стать строителем, благо, в школе его привлекали больше технические, чем гуманитарные дисциплины. Правда, какоето время Лейф серьезно подумывал о профессии врача, но вскоре к медицине охладел ик окончанию школы твердо решил пойти в инженеры. Поэтому и поступил в технологический университет Гетеборга, закончил там же аспирантуру ив 1970 году получил степень кандидата (бакалавра) технических наук, а годом позже бакалавра экономики. Свою судьбу со "Сканией", тогда бывшей в составе концерна "СААБ-Скания", он связал в 1972 году - четверть века назад. На фирме существует замечательное, на мой взгляд, правило - каждый новичок в"ПРИВЕТ, ЛЕИФ!"Нет-нет, конечно, Президент и Председатель совета директоров "Скании" г-н Остлинг не преследовал конкретной цели стать героем рубрики "Первые лица" журнала "За рулем". Все случилось намного проще и естественней - что, замечу, забегая вперед, вообще характерно и для фирмы, и для ее главы. Встретив на Ганноверском автосалоне сотрудницу своего московского представительства - "Привет, Света, как дела?" президент узнал о предстоящем визите в Швецию российских журналистов. "Я бы с удовольствием с ними встретился," - сказал Лейф Остлинг, и дело было сделано. Кстати, обращение президента по имени к рядовому работнику одного из неблизких отделений фирмы - свидетельство отличной памяти (на "Скании", между прочим, 36 тысяч сотрудников), а что касается "тыкания" - это, считайте, норма. Ведь в ответ от малознакомого человека он услышал тоже: "Привет, Лейф!" "ОН РОДОМ ИЗ ЛУЛЕО" В Швеции это не фамильярность. Сперва нас немного шокировало, когда в штаб-квартире "Скании" кто-нибудь из менеджеров среднего звена спрашивал: "Вы уже встречались с Лейфом?" То, что на первый взгляд кажется непочтительным, здесь всего лишь проявление тщательно пестуемой шведами истинной, а не показной демократичности. На "Вы" тут принято обращаться только к членам королевской семьи. Называть вас по имени - тоже традиция; конечно, у президента "Скании" много тезок среди сотрудников, но когда 50 ЗРЛМ 2/97 А УЕ:Т'/Продукция "Скании". Представители четвертосоответствии со своей специальностью в го поколения машин - тяжелый магистральный грузовик с кабиной "R Топлайн" и самосвал с течение года-двух переходит из отдела в "носатой" кабиной "Т", дизель для морского каотдел, определяя наиболее интересную тера и новый городской автобус "Омнисити". для себя работу. Присматриваются ик нему - где он себя лучше проявит. Окончалео - город на севере страны, столица обтельное место, как правило, устраивает и ласти Норрботтен. Люди там особенные, сотрудника, и руководство. Остлингу, с его как, впрочем, и наши северяне, привыкшие двумя высшими образованиями, выбирать к суровой природе, впитав опыт предков, было сложнее - много вариантов, но в конживших в этом краю. Они, как правило, це концов он остановился на отделе долгопрямые в суждениях, без лукавства, досрочного планирования. Здесь вырабатывольно жесткие, говорят немного, и - по вают стратегию фирмы, здесь, выражаясь делу. Остлинг - не исключение. И коль уж высокопарно, делают будущее, и инженерречь зашла о его малой родине, уместно экономист пришелся как нельзя кстати. В проследить его биографию, начиная с 1977 году Остлинг уже возглавил отдел, то предков. Родился он 51 год назад в проесть стал одним из менеджеров компании. стой семье. Дедушки и бабушки занимаТут, пожалуй, напрашивается сравнелись сельским хозяйством, как сказано в ние с другим автомобильным боссом - Ли официальном пресс-релизе - крестьяне, в Якоккой, управлявшим "Фордом", а позже общем, а отец основал свою строительную "Крайслером" и написавшим широко изфирму и частенько брал с собой на работу вестную книгу "Карьера менеджера". Посына. Естественно, тот тоже поначалу лучив специальность инженера, он быст- Президент "Скании" Лейф Остлинг. мы - обязательная работа высшего персонала за границей. Затем вел дела "Скании" в Южной Америке - одном из крупнейших рынков компании, был заместителем начальника отдела экспортных продаж. В 1990 году Л. Остлинг занял высший пост Президента и Председателя совета директоров "Скании". В этом качестве встретил столетие компании (1991 год), разделение с СААБом и независимость компании (1994). А потом и появление нового семейства грузовиков (1995), и успехи на рынке... Впрочем, пассивное "встретил" - не совсем точно: во многих достижениях фирмы (юбилей, понятное дело, не в счет) изрядная доля заслуг самого руководителя. Позади - полных шесть лет во главе автомобильной фирмы. Что дальше? Президентство вовсе не означает конец профессиональной карьеры. Хочешь большего расти вместе с предприятием, что сейчас, кстати, и происходит - фирма на подъеме, несмотря на то, что внедрение новой модели почти всегда влечет за собой некоторый спад в выпуске автомобилей (переоснащение производства - это большие затраты). В плохом для производителей "траков" 1993 году было продано 23 тысячи грузовиков, в 1994-м - почти 32, в 1995-м - 42 тысячи! Это вывело фирму на третье место на европейском рынке грузовых автомобилей полной массой больше 15 т. На мировом ей принадлежит примерно 7%. А вот по динамике роста продаж "Скания", пожалуй, лидирует. Вероятно, Лейфу Остпингу трудно представить себя вне "Скании" и уж совершенно невозможно - вне автомобильного бизнеса: "Если яв будущем создам собственное предприятие, то оно безусловно будет автомобильным - эту отрасль я знаю лучше всего".ся от мысли об организации производства в России (ведь получилось же в Польше!), но, возможно, чуть позже, когда наш рынок будет "не столь упругим" по отношению к внешним инвесторам. О своих визитах на КамАЗ и КрАЗ президент высказывается дипломатично: "Было интересно". Понятно, что эти заводы вряд ли станут партнерами "Скании" - слишком велики. Общая беда наших предприятий - выпуск всего, что составляет конечный продукт, - то, что называется вертикальная интеграция, масштабность, а отсюда - неповоротливость. Будущее, считает президент, не за гигантскими объединениями, а за предприятиями, совершенствующими сегодня один определенный вид продукции. "Скания" пример такого предприятия. Недавнее разделение с СААБом пошло ей на пользу, хотя... "в личном плане было довольно грустным, так как потерялась связь со многими бывшими коллегами. С другой стороны, в деловом плане мы много приобрели - например, смогли выйти со своими акциями на биржу и упрочить свое положение ". У каждой фирмы есть свой "конек" то, в чем она лидирует. Что сам президент считает наиболее "продвинутым" в своей продукции? Лучше других, отвечает Остлинг, нам удается делать эффективный грузовик. Да, "Скания", пожалуй, один из самых дорогих тяжелых тягачей. но в силу надежности, совершенной конструкции, долговечности он требует минимальных затрат в течение всего срока эксплуатации. Очень важна в наше время охрана окружающей среды - тут у "Скании" очень серьезные решения и проекты. Ну и, конечно, сильный "конек" - модульный принцип построения грузовика, когда из четырех двигателей, семи кабин, трех рам, четырех коробок передач собирают аж 400 модификаций! Но вернемся к личности президента. На любимый вопрос журналистов "Ваше хобби?" он ответил так: "люблю охоту, рыбалку", правда, как выяснилось, русского ружья у Остлинга пока нет. Только времени свободного немного: "Я нахожусь в разъездах половину года, и меня часто мучает совесть, что я мало времени уделяю семье". Но вот что выяснилось: президент "отводит душу" на отдыхе еще и тем, что собственноручно реставрирует виллы. И то, что Лейф завзятый "дачник", показалось мне даже более демократичным, чем простое, на "ты" и по имени, общепринятое обращение к президенту. Но семейные дела - это сугубо личное; ограничим наше знакомство с Лейфом Остлингом семейной ("шведской"?) обстановкой предприятия, которым он руководит и где его называют "президент Лейф". Антон ЧУЙКИН Фото "Скания"ЗА РУЛЕМ 2/97 51SCANIAро понял, что сами по себе технические вопросы его не увлекают, и подался в более динамичную, как ему показалось, область управления. Остлинг для себя сформулировал это так: "Мне трудно оставаться в стороне от принятия оперативных решений, я считаю это необыкновенно интересным!" Впрочем, от инженерных дел он не отказывается до сих пор: "Трудно сказать, что в моей сегодняшней работе более важно: инженер, экономист, руководитель. Знаю только твердо - ничто из этого не оказалось лишним". В 1983 году Остлинг уехал в Нидерланды, где возглавил местное отделение "Скании". Это тоже хорошая традиция фир-СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - ПРЕЗИДЕНТ Приход Лейфа Остлинга "в президенты" совпал со сменой целого поколения руководителей компании. В политике президенты всегда приводят за собой команду "своих" людей, в промышленности это не совсем так: глава акционерного общества - фигура далеко не всесильная. Тем не менее, с подачи нового руководителя омоложение "Скании" состоялось. О его результатах говорит сам президент: "Появилась возможность развития организации, выбора новых путей. Конечно, это не означает отказ от богатого опыта и наработок, которые за многие годы создали облик "Скании". С энергичным обновлением фирмы началось и освоение новых интересных рынков". В числе последних - и Россия. Неудача проекта "Русскан" (попытка создать предприятие в Коломне по сборке автобусов) не подорвала веры в российский рынок. Остлинг по-прежнему не отказывает