РЫНОКОднажды утром, окинув свой автомобиль ясным взором, вы обнаруживаете массу внешних недостатков. Тут - ржавчина, там - царапина, а на крыше - последствия низкого полета пернатых. Все! Настроение плохое, птички-сволочи, жена.., одним словом - пора красить. Нет проблем. В ближай шем магазине покупаете банки с краской. Разумеется, предназна ченные для автомобиля. Дальше продажи вам негодного к употреблению товара. Теперь самое интересное: как привлечь продавца к ответственности? Для начала, ссылаясь на Закон, попробуем воззвать к его совести. На станции техобслуживания автомобилей нужно составить калькуляцию ущерба: посчитать, во сколько обойдется восстановление внешнего облика вашей машины. К полученной сумме добавляем счет, который вам выставили за исходную покраску. Затем в двух эк-- к мастерам пульверизатора и горячей сушки. Они машину подготовят, зачистят ржавчину и аккуратно покрасят с соблюдением всех тонкостей технологического процесса. Да-а! Неужели эта красавица - то, на чем я ездил? Жизнь прекрасна: птички щебечут, супруга улыбается! Прошла неделя. Что ж такое?! Краска поблекла, появились трещины. Какой... сделал эту гадость? Самое интересное, что отвечать на последний вопрос нет нужды. Без разницы: есть на этикетке адрес изготовителя или краска "произведена и бутилирована" в цехе безымянного, давно обанкротившегося химзавода. Разбираться будем с продавцом (здесь и далее "продавец" - понятие обобщенное). Поскольку именно он продал вам негодную краску, чем и причинил имущественный ущерб. А ваши интересы отстаивает закон "О защите прав потребителей". Итак, статьи 4, 7 и 10 этого Закона требуют от продавца предоставить вам полную (на русском языке) информацию о товаре: правила применения, срок годности, есть ли сертификат качества - и даже сообщить кое-что о технике безопасности. Если, покупая краску, вы ничего подобного не виделии не слышали, то можете смело утверждать, что торговая организация нарушила ваши права. Открываем двенадцатую статью Закона: потребитель "вправе требовать от продавца возмещения убытков, причиненных его имуществу". Что понимается под убытками? Это "расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с повреждением имущества, а также доходы, которые получил бы потребитель, если бы его право на получение информации не было бы нарушено". Другими словами: продавец обязан возместить вам все суммы, затраченные на приведение машины в порядок. Отныне можете посетить самый дорогой салон покраски автомобилей, вымазать свою машину в самый невероятный цвет (естественно, "металлик"), заплатить за это сумасшедшие деньги, и продавец вам все вернет. Здорово? Но и это еще не все. Можно выставить счет за упущенную выгоду. Допустим, на новой (свежевыкрашенной) машине вы собирались позировать в телепередаче. Не бесплатно, конечно. Так вот. сумму неполученного гонорара можно выставить продавцу. Итак, мы говорим о "непредоставлении информации". Закон считает это причинойземплярах составляем заявление, в котором излагаем происшедшее, подкрепляя требования о возмещении ущерба товарным чеком и калькуляцией. Один экземпляр заявления с копией документов вручаем продавцу. К сожалению, не всякий торговец знаком с основами российского законодательства. Поэтому не исключен вариант, что вас... попросят уйти. В этом случае высылайте заявление заказным письмом с уведомлением. В течение десяти дней (с момента получения заявления) ваши требования должны быть удовлетворены. Если продавец не согласен с претензиями - идем в суд. К иску о возмещении ущерба прилагаем чек, калькуляцию и отвергнутое продавцом заявление. Кстати, вы имеете право выбрать, где судиться: по месту своего жительства или расположения ответчика. К тому же госпошлиной ваш иск не облагается. То. что вы выиграете суд - сомнений нет. Закон "О защите прав потребителей" достаточно жестко относится к нарушителям ваших прав. До тех пор, пока суд не разрешит иск в пользу потребителя, с продавца взимается пенни в размере одного процента за каждый "просроченный" день. Получается, что любые судебные заминки - в вашу пользу. P. S. Краска, которой вы наносили себе ущерб, с точки зрения закона "О защите прав потребителей" ничем не отличается от любых запчастей, если их установка или эксплуатация привели к столь же печальным последствиям. Соответственно, и путь возмещения убытков тот же. Александр АТУЧИН, юрист Независимой ассоциации потребителей Фото Михаила ЗильбераЗА РУЛЕМ 2/97 75