Изучение спроса на запчасти и аксессуары к автомобилям тема новой рубрики, открытой в прошлом номере журнала. Наш корреспондент Антон УТКИН снова побывал в Торговом доме "За рулем" и продолжает начатый ранее разговор.СПРОСИАккумуляторыСвой второй день работы в магазине на Долгоруковской. 36 я посвятил изучению спроса на аккумуляторные батареи. Именно сейчас, во второй половине зимы. наиболее сильны морозы, и незадачливый автолюбитель, который откладывал покупку новой батареи взамен состарившейся, наконец, "дозревает" и отправляется в магазин. И видит там десятка два разных, незнакомых ему моделей аккумуляторов. Какой из них выбрать? В письмах и звонках наших читателей постоянно один и тот же вопрос: каковы сроки службы у разных батарей, чем они отличаются? Как на него ответить? Впервые в нашей практике попучить какие-либо экспертные оценки аккумуляторов стало невозможно - никто не проводит дорогостоящих сравнительных испытаний батарей. Небольшое исследование. которое я провел, беседуя с посетителями магазина, разумеется. не может претендовать на роль социологического опроса. Тем не менее рискну предположить. что наиболее четко сформулированные мнения отдельных респондентов достаточно характерны для тех или иных групп покупателей и, возможно, совпадут с вашим. Вот мужчина лет тридцати берет американскую батарею ABRO за 312 тысяч. Причем, в отличие от многих, не задавая никаких вопросов. Спрашиваю: - Извините, вот вы так уверенно берете ABRO. Что, уже есть какой-то опыт именно относительно этой марки? - Нет, конечно. Беру наугад. Надеюсь, вряд ли Америка подсунет "туфту". Стоит он лишь немного дороже, чем подольский, и при этом уже залит электролитом. - Ну а почему не взяли пол82 ЗРЛМ 297 А УЕ дурацкими вопросами. Решил ограничиться ролью молчаливого наблюдателя. Могу только предположить. что вряд ли он знает про кальциевый свинец, микропористые конверты пластин, центральный токовод и прочие навороты" этой замечательной батареи. Просто такие люди считают правилом покупать самое дорогое из имеющегося ассортимента. Из любопытства я подошел к дверям посмотреть, на чем приехал сей господин. Так и есть "Мицубиси-Паджеро". Нечто подобное яи ожидал увидеть... Его антипод - покупатель. который стремится получить "как можно больше товара за как можно меньшие деньги"', - более распространенное явление. С одним из таких мне и довелось поговорить у прилавка. - Итак, вы считаете, что 312 тысяч - это слишком дорого для аккумуляторной батареи? - Само собой. Вот смотрите. здесь у меня список всех дешевых батарей, которые я встретил в московских магазинах, и адреса есть. Посетив ваш магазин, как видите, ничего сюда не вписал. А лидером считаю корейские марки. Например. Hytek можно купить за 205 тысяч - вот адреса. Но на этом не остановлюсь - надеюсь в Москве найти цены еще ниже. - Да, вашей настойчивости можно позавидовать. Простите, а как вы тогда относитесь к английской пословице "Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи"? - Знаете, может быть в Англии действительно цена соответствует качеству, но у нас, как показывает мой опыт, это далеко не правило. Видите, у меня на руке электронные часы? Китайские. Куплены два года назад за три тысячи рублей. Неужели поч-ностью необслуживаемый Delco Freedom? - Вещь, конечно, хорошая. читал про него в вашем журнале (ЗР, 1996, № 9 - ред.), да и отдать за него полмиллиона рублей. вроде бы. не жалко. Но решил сэкономить двести тысяч. Зачем покупать батарею, которая, как обещает изготовитель, работает восемь лет. если максимум через три года я продам машину? Окликаю гражданина, купившего в соседнем отделе автополироль, и прошу высказаться о нашем ассортименте аккумуляторов. - Скудный у вас ассортимент. Я бы, например, ни один из них не взял - всего три вида батарей и все - американские. Delco Freedom - слишком дорого. a American и ABRO - это вчерашний день. Американцы давно перешли на необслуживаемые модели. а устаревшие сплавпяют нам. Видите, они даже на материале корпуса экономят - оба из черной пластмассы. За те же деньги я куплю европейский в прозрачном корпусе. Мой следующий собеседник входил в магазин с уверенностью завсегдатая. По тому, как он. почти не задерживая взгляд на сияющем великолепии витрины с инструментом Snap-on, сразу направился к прилавку с аккумуляторами, я понял - это мой клиент. Разговор был предельно краток. Человек заехал приобрести батарею и сразу поставить ее на машину. Неважно какую, но с электролитом. Он быстро купил ABRO и скрылся за дверью. Когда я минут через пять вышел на улицу, чтобы послушать, как "американец" будет крутить стартер, клиента уже и след простыл. У бордюрного камня сиротливо стоял старенький Tudor с белыми хлопьями окислов вокруг плюсовой клеммы... Да, еще несколько лет назад мы и представить себе не могли. что аккумулятор можно купить мимоходом, как утреннюю газету... Очередной посетитель был, судя по сумке с продуктами, местный житель, зашедший за последним номером ЗР. Как выяснилось. проблемы зимнего пуска для него бесконечно далеки, поскольку ездит он только летом и только на дачу. За последние двадцать лет сменил четыре машины, но аккумуляторы покупал всего два раза. "Обжегшись'' когда-то на импортном, в белом корпусе (тот прослужил около года), уважает только подольские, эбонитовые. Правда, сегодня на его "Жигулях'" стоит еще "родная", установленная на заводе импортная батарея в белом корпусе. "Когда "кончится"'. куплю черную". А вот. наконец, первый (и единственный в тот день) покупатель Delco Freedom. Его вид както не располагал к беседе - такие не любят, когда их отвлекают