114
115
(Ьоимадлами"ГШЕЛЬ-ОМЕГА": МЕНЯЕМ ^ СТУПИЦУ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСАЭту операцию обычно выполняют, когда износился подшипник в ступице. Конструкция узла (в данном случае речь идет о модели 1989 года выпуска) похожа на наши ВАЗ-2108 или АЗЛК2141. Подшипник тоже двухрядный шариковый, но без наружного кольца - его роль выполняет внутренняя поверхность гнезда, где находятся беговые дорожки для шариков. Дефект проявляется гулом в передней части автомобиля на поворотах, то есть в то время, когда нагружается неисправный подшипник. Если пришел в негодность левый подшипник, как на нашем автомобиле, то он непременно "запоет" в правом повороте. Кстати, на "Омеге" первую "арию" он исполнил на 180-й тысяче. Для ремонта специнструмент не потребуется, не нужна яма или подъемник. Все можно сделать "на земле". Итак, снимаем переднее колесо, установив автомобиль на козелок. Выколоткой (прутком) подходящего диаметра выбиваем внутрь две оси тормозных колодок (фото 1). Сделать это легко - оси полые и разрезные (фото 2), так что в местах посадки они сжимаются и свободно выходят. Такие оси предпочтительнее "жигулевских", которые приходится выбивать иногда с риском обломать проушины тормозных цилиндров. В "Омеге" повреждения исключены. Аккуратно вынимаем пружины колодок (фото 3) вместе с датчиком их износа (на фото 3 указан стрелкой). Это весьма простой элемент - обычный концевой выключатель. Штырек с графитовым наполнителем размещен в прорези колодки. Когда она изнашивается, штырек касается тормозного диска ("массы"), замыкая электрическую цепь, - на щитке приборов загорается сигнальная лампа. Все просто и удобно. Ждать скрежета металла, как в отечественных конструкциях, нет необходимости. Мощной отверткой раздвигаем колодки (поршень тормозного ци ­ линдра) и вынимаем их (фото 4). Ключом "на 19" отворачиваем два болта, крепящих тормозную скобу к корпусу цилиндра (фото 5), и снимаем ее (фото 6). Поддев мощной отверткой, вынимаем защитный колпачок из сту114 ЗРЛМ 2'97 А УЕ йоимийламипицы (фото 7). Головкой "на 32" отворачиваем гайку ступицы (фото 8). Она не ­ обычной формы со специальной (расширенной) кольцевой площадкой, п ри ­ жимающей внутреннее кольцо подшипника (фото 9). Между деталями нет шайбы. Гайка не контрится - момента затяжки достаточно, чтобы она не отворачивалась. Покачивая, снимаем осторожно тормозной диск со ступицей с цапфы поворотного кулака (фото 10). Возможно, на цапфе останется внутреннее кольцо с шариками (фото 11). Их можно снять обычной монтажкой. Шестигранником "на 5" вывинчиваем винт, стягивающий тормозной диск и ступицу (фото 12 и 13). Если винт не поддастся сразу - нанесите по нему несколько креп ­ ких ударов. Резьба немного осядет, и он легко отвернется. Слегка стукнув молотком по ступице, отделяем ее от диска (фото 14). Ставим новую ступицу на место (фото 15) и все собираем в обратной последовательности. К этому несколько замечаний. Н о ­ вую ступицу в сборе мы быстро нашли по объявлению в газете "За рулем" в одном из магазинов, торгующих деталями к иномаркам. Считаем, недорого чуть менее $ 1 00 . Она изготовленаяпонскойфирмой " К ойо " для более поздних моделей "Омеги", где, в отличие от нашей, есть датчик для антиблокировочных систем тормозов (на фото 15 виден зубчатый венец датчика). Это не помешало ее установке. Старую ступицу можно и отремонтировать. Как правило, изнашивается внутренний подшипник, как более нагруженный, - выкрашивается металл на беговой дорожке (питтинг). Шарики, перекатывающиеся по поврежденному месту, создают вибрацию и тот самый гул, который хорошо слышен в поворотах. Поэтому бывает достаточно поменять местами внутренние кольца, чтобы проехать еще десяток тысяч километров. Так мы по ­ ступили сначала, ведь перебрать ступицу не просто, а очень просто. Потом можно ее собрать, используя детали от другой, бывшей в употребпении. Такую тоже можно найти по объявлению. Обойдется она гораздо дешевле, а ресурс будет не меньшим, чем у нового подшипника "Самары", АЗЛК-2141 или 'Таврии". Итак, разбираем ступицу. Вынимаем внутреннеекольцосшариками внешней части подшипника (фото 16). Наставив отвертку на торец другого кольца, выбиваем его наружу с уплотнительным кольцом и манжетой (фото 17). Запомните положение сальника оно должно быть, как на снимке 17. В тисках аккуратно сбиваем уплотняющее металлическое кольцо с внутренней части подшипника (фото 18). Моем и осматриваем детали (фото 19) - на раЗРЛМ 297 115 А УЕ бочих поверхностях не должно быть де ­ фектов как на одном нашем кольце (фото 20). Меняем детали местами или на новые (пригодные). Собираем иза ­ кладываем туда смазку "Литол-24". Гайку ступицы заворачиваем мо ­ ментом 25 кгсм .