"ОДМНРПомните вездеход-пикап Дмитрия Парфенова, автора известной "Лауры"? В 1991 году к его производству начали готовиться в Ленинграде на Кировском заводе. Правительственная программа предписывала: 10 тысяч в год! До развала Союза успели выпустить лишь... 10 штук - опытную партию. Д жип сгинул под обломками плановой экономики. Но пять лет спустя, к удивлению многих, снова заявил о себе - на сей раз из Риги, где молодой, но хваткий предприниматель по фамилии Тонтегоде (он же президент латвийскоамерикано-российского СП 'Балтияс джипе") связал с ним далеко идущие планы...91ПОЧЕМУ это выгодноДля справки. В "треугольнике" учредителей совместного предприятия "Балтияс джипе" российскую сторону представляет дизайн-центр "Стиль" (Санкт-Петербург, технический директор Дмитрий Парфенов), американскую - компания "Интернейшнл кар груп" из Северной Каролины. 51% акций СП принадлежит латвийской частной фирме "Тонтегоде-Энтерпрайзез". Из интервью с Феликсом Тонтегоде: ЗР: Чем вас привлек именно этот джип? Почему бы вашему СП не собирать какой-нибудь "Саньён"? ФТ: Прежде всего, при кооперации с инофирмами не было бы простора для собственной инженерной мысли. ЗР: Чем же вам дорог этот инженерный простор? ФТ: Из самоделки мы сделали автомобиль. Существуют такие понятия: собираемость, ремонтопригодность... Мы внесли в исходную документацию 170 конструкторских изменений. Есть джипы, которые стоят, грубо говоря. 10 тысяч долларов: УАЗ-469, индийская "Махиндра", румынский АРО. Это одного поля ягоды, морально устаревшие машины, так сказать, класса "козел". А что дальше в ценовом ряду полноразмерных джипов? Ничего до 22 тысяч долларов. Столько у нас, в Латвии, стоит "Лендровер-Дефендер" (в России он, наверное, подороже). За ним цены идут через каждую тысячу, и до 52 тысяч долларов все заполнено. А здесь, между десятью и двадцатью двумя тысячами, - огромная дыра! Людей, которые уже не хотят "козла", но еще не могут позволить себе "Лендровер". несколько миллионов! Таквот, машина Парфенова идеально вписывается по цене и потребительским качествам в эту нишу. МНОГО-МНОГО ЗАВОДИКОВ У джипа до сих пор нет имени. Сейчас в Латвии объявлен конкурс на лучшее название и, по словам Тонтегоде, посыпался град предложений. Это свидетельствует: интерес к джипу велик. Те 300-400 штук, которые СП предполагает выпустить в 1997 году, вероятно, будут нарасхват. - Мы потратили уйму сил и средств, - продолжает глава фирмы, - чтобы обеспечить проекту в Риге производственную базу (бывший авиатранспортный завод) и пустить автомобиль в серию. Не распространить этот опыт вширь - все равно что написать роман и читать его самому. Поэтому возникла идея, которая в условиях нынешнего безденежья. повсеместной остановки предприятий и т.д. просто уникальна! Без многих миллионов долларов можно оживить любой полумертвый завод или даже АТП с приличной станочной базой. В бывшем СССР их тысячи - это наши потенциальные клиенты. Интересно было послушать и Дмитрия Парфенова: ДП: Мы хотим размножать не сами автомобили, а технологию и производственную оснастку. И продавать ее, и обучать людей, и создавать мелкие заводы в разных концах... ЗР: Что значит "мелкие"? Тысяча машин в год? ДП: Это даже многовато. Я считаю оптимальная цифра - 400. Тогда нетрудно держать под контролем всю ситуацию, включая и снабжение, и сбыт, и черта в ступе. Накладные расходы не стольОдин из десяти джипов, выпущенных Кировским заводом (слева). Этот, в отличие от ленинградского предка, выглядит щеголем. Иностранец! велики, зарплаты у людей высокие, и легче следить за качеством... Словом, речь идет о разветвленной структуре небольших автосборочных предприятий, имеющих полную финансовую самостоятельность, но направляемых на этапе становления из единого центра. Назовем ее для краткости холдингом. ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ "КОЗЕЛ" С Феликсом Тонтегоде я познакомился в дизайн-центре "Стиль": он как раз пригнал в Петербург из Риги джип-пикап, оснащенный оборудованием для зимней уборки улиц. Продемонстрировали мэру Яковлеву: мол. не купите ли взамен допотопной снегоуборочной техники - ЗИЛ-130 и трактора "Беларусь"? Но зерна агитации упали на каменистую почву: городу не хватало денег на самое насущное. - Кто же ваш потребитель? - допытывался яу Тонтегоде. - Муниципальные службы бедны, чтоб не сказать хуже. Полиция-милиция тоже сидят на бюджетном пайке. Фермеры, на которых вы изначально рассчитывали? Им по карману разве что участие в конкурсе на лучшее название... - А "Газпром"? А другие киты, ведущие вахтовым методом работы у черта на рогах? Там, в тайге и тундре, никакой "Лендровер" не спасет - сдохнет от солярки, которую туда завозят! А знаете ли вы, что такое система аэропортов бывшего СССР? Их более 1600, не считая военных, и наземный46ЗА РУЛЕМ 2/97