123
йоимиАламиСТАВИМ САЛЬНИК СНАРУЖИ...Владельцам "москвичей" 412-й модели известно, как непросто заменить изношенный передний сальник коленвала. Сергею МАЛИКОВУ из Кумертау (Башкирия) удалось существенно упростить эту операцию.Основная сложность при замене сальника связана с тем, что приходится демонтировать множество деталей, не имеющих к узлу никакого "касательства": снять крышку головки блока, верхнюю крышку цепного привода распредвала (в сборе с плунжером натяжителя цепи), трамблер и шестерню его привода да еще опорожнить систему охлаждения. Только после этого снимались ремень генератора, храповик и шкив ко ленвала и, наконец, нижняя крышка привода распредвала вместе с сальником. После замены сальника требовалось заново натягивать цепь, совмещая установочные метки, затем заполнять систему охлаждения "Тосолом" - в общем, можно было и за день не управиться. Проделав эту операцию несколько раз, я невольно задумался: в чем причина этих сложностей? Ответ "лежал на поверхности" сальник запрессован в крышку изнутри. Определенная логика в этом есть, так как буртик-упор становится дополнительной страховкой от утечки масла. Но сколько неудобств причиняет это при ремонте! Непьзя ли какимлибо образом "перевернуть" крышку, чтобысальник можно было запрессовать снаружи? А может быть, проще спилить буртик и... В очередной раз меняя сальник, я снял крышку, тщательно вымыл ее и, установив в координатно-расточный станок, фактическиУстановка переднего сальника на двигателе "Москвича-412": 1 -болтМ14х1,5(1-=45мм); 2 - оправка; 3 - сальник; 4 - коленчатый вал; 5 - нижняя крышка распределительных шестерен.вырезал новое отверстие под сальник (см. рис.). При этом решил применить сальник с прежним диаметром рабочей кромки, но увеличенным наружным. Отличной заменой оказался сальник передней ступицы "Москвича" 402-3103035, имеющий размеры (Dxdxh) 65x42x7,7 мм. После расточки под диаметр 64,5 мм на глубину 8 мм в крышке остался буртик - теперь уже изнутри. Он служит для упора сальника при его запрессовке. Теперь для замены сальника требуется лишь ослабить и снять ремень привода генератора, отвернуть храповик и демонтировать шкив коленвала. Затем старый сальник удаляется отверткой, а на его место запрессовывается новый. Несложное приспособление (оправка 2и болт 1), которое я для себя изготовил, позволяет тратить на замену сальника всего 15-20 минут. Впрочем, после переделки узла мне пока не пришлось бороться с течью масла, хотя прошло уже два года...ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ "БЕГУНКА"?Начнем с того, что моя "семерка", сменив Журнал не раз писал о преимуществах микропроцессорных систем систему зажигания, сразу же "почувствовала зажигания, в том числе и со статическим распределением высокого разницу":сталалучше пускаться (особенно зинапряжения. Автолюбитель И. ИГНАТОВ из уральского города Сатка сумел мой), резвее разгоняться, ровнее работать во смоделировать подобную систему на своих "Жигулях" из доступных всем всем диапазоне оборотов двигателя. Расход элементов. топлива снизился незначительно, А об элементах системы зажигания я попросту забыл: они стали фактически необслуживаемыми. Чтобы обеспечить надежный теплоотвод ния. Катушки применены двухвыводные, от Что же это за элементы? Оригинальный "Оки" (3009.3705), каждая "обслуживает" по от нафевающихся при работе коммутаторов, я узел здесь - один лишь трамблер, в котором две свечи зажигания. Для вящей надежности закрепил их под капотом на левом брызговике установлены два датчика Холла строго под высоковольтные провода я применил от у моторного щита. Катушки разместились на углом 90° друг к другу и экран с двумя выре"восьмерки", а свечи зажигания - импортные, щите рядом с бачком гидропривода тормозов. зами. Они сделаны через 180°, в результате фирменные. С установкой этой системы удалось чего датчики Холла включаются поочередно обеспечить более высокие вторичное напрячерез четверть оборота экрана. "Бегунок" лижение и энергию искрового разряда, чем на квидирован, механизм опережения зажигания ВАЗ-2108. Кроме того, больше нет потерь оставлен без изменения. высокого напряжения в таких узлах прежней системы зажигания, как "бегунок" и крышка "Плюсовые" и "минусовые" провода от трамблера (последняя существует теперь чиразъемов обоих датчиков объединены, так сто номинально). Что касается надежности, что их общая колодка имеет четыре вывода то, по-моему, вывести подобную систему из (см. схему). Жгут проводов экранирован. Дастроя возможно разве что умышленно. Вот лее по схеме идут два коммутатора 3620.3734 только дороговато обойдется ее установка. Но (устанавливаются на все автомобили с бес- тут уж каждый выбирает сам: заниматься контактным зажиганием). Каждый датчик упСхема системы зажигания автомобилей ВАЗ без чисткой, регулировкой и периодической заравляет своим коммутатором, а те, в свою "бегунка": 1 - свечи; 2 - катушки зажигания; 3 меной контактов прерывателя или... коммутаторы; 4 - трамблер. очередь, - каждый "своей" катушкой зажигаЗ РЛМ 2/97 123 А УЕ