124
125
тЛБтолюбителейIK ЛVBАК ЛИ СТРАШЕН "АВТОМАТ"?Мы завершаем начатый в предыдущем номере разговор об особенностях автоматических коробок передач. Наш собеседник - Владимир ДР03Д0ВСКИЙ, директор фирмы ATG - "Automatic Transmission Group", которая занимается ремонтом "автоматов".- Скажите, можно ли буксировать машину, оснащенную "автоматом"? - Можно - установив селектор в положение "N" и строго придерживаясь ограничений дальности и скорости, обычно приводимых в инструкции. Если они не указаны, воспользуйтесь формулой "50x50", то есть буксируитесь на расстояние до 50 км со скоростью не выше 50 км/ч. При необходимости более дальней буксировки лучше всего разъединить трансмиссию. Такая мера, как долив лишнего масла в коробку, в какой-то степени поможет, но радикально положения не улучшит. Дело в том, что некоторые ее элементы смазываются под давлением от гидронасоса - к ним масло не попадет самотеком даже при повышенном уровне. Если двигатель сохранил работоспособность, смело пускайте его и буксируитесь (также на "нейтрали"), пока не кончится бензин. Если же мотор не работает, но стартер исправен, полезно будет его включать каждые 10-15 километров на 8-10 секунд. Некоторые модели автомобилей раньше дополнительно оснащались трансмиссионным насосом - к ним ограничения по буксировке не относятся. Кроме того, это давало возможность пуска "с толкача", что у более современных машин с "автоматом" невозможно. - Как продлить жизнь автоматической коробке? - Общее правило: чем спокойнее вы ездите, тем дольше прослужит коробка. Поскольку наиболее напряженно она работает именно в моменты переключения передач при интенсивном разгоне, освоившись и научившись их предугадывать, попробуйте чуть сбрасывать перед ними газ. При полной зафузке машины или буксировке тяжелого прицепа можно рекомендовать разгон до скорости километров сорок в час при положении селектора "Г, а затем переключение в режим "D". Если же произошел отказ, пусть единичный, лучше сразу обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация может усугубить неисправность - тогда ремонт окажется многократно дороже. - Какие масла используются в "автоматах"? - Только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон" (Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и допускают смешивание в различных пропорциях. Их "ходимость" минимум 50-70 тысяч километров, цена - от трех до девяти долларов за лиф. В коробку легкового автомобиля заливают 6-9 л, а вот 124 ЗРЛМ 29 АУЕ /7полноприводному "Форду-Бронко" понадобятся все 18. В последнее время, особенно на французских машинах, используют масла желтого и зеленого цвета. Смешивать их с "Дексроном" недопустимо! Нежелательно добавлять в масло и какие-либо восстанав-ном сервисе, где неисправную коробку, скорее всего, заменят восстановленной или новой. Ее стоимость в зависимости от модели - от фех до девяти тысяч долларов плюс оплата работы и иногда - минус остаточная стоимость неисправного агрегата.Автоматическая коробка передач Другой вариант - ремонт в небольшой агрегат весьма сложный и его ремонт по силам только фирме, при выборе которой следует грамотному специалисту. учесть, что многопрофильность, как правило, говорит о низком профессиональном ливающие присадки. Реальных положительуровне. Таких фирм, готовых взяться за ных результатов от этого мы не встречали, а любую работу, достаточно много - в одной вот загубленные разными добавками ко ­ Москве десятка полтора. Но делающих действительно высококачественный реробки время от времени попадались. - Можно ли ремонтировать автомамонт и специализирующихся только на автоматических коробках - всего три-четытическую коробку самостоятельно? - В общем - да, если ясна причина отре. Расценки в них таковы: снятие-устаказа (например, износ фрикционов из-за новка "автомата" - 300-600 долларов, ренехватки масла). Но "автомат" - агрегат монт - 400-1000, запчасти для ремонта сложный, и гораздо чаще причиной может среднего объема - 500-1000. быть, к примеру, недостаточное давление в Третий, общеизвестный вариант - рекакой-либо магистрали. При этом "вскрымонт у какого-нибудь гаражного "дяди Ватие" ни о чем не скажет неспециалисту. Наси". Качество и расценки здесь порой проиболее сложен не ремонт, а именно диагноизвольны, причем нижняя планка - на уровстика неисправности. не трехсот-четырехсот долларов. Для вла- Где же в таком случае ремонтиродельца такой ремонт может обернуться головной болью. Недавно к нам пригнали аввать? - Самый дорогой вариант - в фирмен- томобиль, коробка которого уже побывала в Автолюбителей1 23456789 10 11 12 13 14 15 16* К ЛУБАвтоматическая коробка передач "Борг-Уорнер-35": 1 - турбинное колесо; 2 - насосное колесо; 3 - колесо реактора; 4 - вал реактора; 5 - первичный вал планетарного редуктора; 6 - главный масляный насос; 7 - фрикцион II и III передач: 8 - тормоз Iи II передач; 9 - фрикцион III передачи и передачи заднего хода; 10 - муфта свободного хода I передачи; 11 - тормоз заднего хода; 12 - первый промежуточный вал; • 13 - второй промежуточный вал; 14 - барабан - Можно ли заменить автоматичес зубчатым венцом; 15- центробежный регулятор; скую коробку на механическую? 16 - вторичный вал; 17 - механизм переключения - Эта операция весьма сложна, хотя в передач; 18 - дроссельный клапан; 19 - кулачок. принципе возможна. Проще сменить машируках "умельца". Из-за неправильной сборну на аналогичную с "механикой". - Каковы особенности коробок разки пришла в негодность самая дорогая часть агрегата - треснул картер, и ремонт личных марок автомобилей? обошелся вдвое дороже, чем если бы обра- Все автоматические коробки достатились к специалистам сразу. точно надежны, но немецкие, например, отНаконец, можно купить для замены "бэ- личает высокое качество проработки и изушный" агрегат за тысячу-полторы доллаготовления даже второстепенных деталей, ров. Но будьте готовы к тому, что он может которым американцы уделяют меньше вниоказаться еще хуже вашего. И пусть не ввемания. "Фордовские" коробки улучшаются дет в заблуждение свежая "серебрянка", копостоянно, даже в процессе выпуска одной торой покрыто все, вплоть до резиновых уп- и той же модели автомобиля. Так "Торус", потнений - именно так чаще всего "восста"автомат" которого поначалу частенько вынавливают" коробки, извлеченные с автоходил из строя, через пару лет получил вполне надежный агрегат. Японская технимобильных свалок. - Как долго прослужит "автомат" ка сравнительно проста, фадиционно компактна и изобилует электроникой. Но, возпосле ремонта? - Перебранный у специалистов - ненаможно, в силу национального ограничения много меньше нового, 120-150 тысяч килоскорости (100 км/ч), детали коробок зачастую имеют неважную динамическую баланметров. Немного истории Автоматические коробки передач получили широкое распространение в начале пятидесятых годов в США. Это были коробки марок "Дайнафлоу", "Фордоматик", "Торкфлайт", "Пауэрглайд" и другие. В Европе они начали появляться несколько позже. В Англии в 1961 году разработана коробка передач марки "Борг-Уорнер-35", а затем "Борг-Уорнер-55". Немецкая фирма "Цанрадфабрик" освоила производство трехступенчатых коробок передач ZF ЗНР-12 и ZF ЗНР-20, а затем и четырехступенчатых. В Японии выпускаются автоматические коробки передач марки "Айсин", отличающиеся широким применением электроники.сировку, что иногда приводит к разрушению подшипников скольжения. - Каков контингент ваших клиентов? - Самый разнообразный. В основном это те, кто приобретает автомобильный "сэконд-хэнд", хотя встречаются и автомобили членов правительства, ФСК и даже управления охраны президента. Кроме того, наши специалисты консультируют ГОН - Гараж особого назначения по вопросам эксплуатации автоматических коробок. - Скажите, а есть ли у ATG какие-то самостоятельные разработки? - Мы разработали и запатентовали автоматические коробки передач для всех переднеприводных ВАЗов, включая машины "десятого" семейства, "Москвича-2141" и ИЖ-2126 "Орбита". Собственно "автоматическая" часть у них одинакова. Но что самое ценное - наши "автоматы" монтируются вместо штатных механических коробок без каких-либо переделок автомобиля. Неизменными остаются даже приводы или карданный вал. Чтобы эти разработки пошли в серию, нужна заинтересованность автозаводов и немалые средства, которыми они пока не располагают. Но мы надеемся, что когда-нибудь и покупатели отечественной машины смогут выбирать между обычной "механикой" и "автоматом". Вопросы задавал Юрий НЕЧЕТОВ Фото автораЗ РЛМ 2/97 125 А УЕ