122
СоимиОламиледние годы) автовладельцы сталкивались с ситуациями, когда в системе - едва половина положенного 'Тосола". Разумеется, это становилось причиной перегрева. При этом жидкость полноценно протекает только через небольшую часть трубок радиатора. (Примерно то же случается при воздушной пробке в батарее центрального отопления у вас дома.) Вот еще один типичный казус. О том, что делать в уличной пробке, мы говорили. А чего делать не следует? В заторе, особенно если температура двигателя близка к верхнему пределу, опасно его выключать. Во-первых, возможен перегрев карбюратора, а с ним такое переобогащение смеси, что остановленный двигатель пустить трудно. Во-вторых, прекращение циркуляции бензина и воздуха под капотом может вызвать закипание бензина в бензонасхе - и тот откажет. В-третьих, внезапное прекращение охлаждения может привести к своеобразному "тепловому удару" двигателя - в контакте с раскаленными стенками рубашки охлаждения жидкость закипает и пузыри пара, слившись в обширную пробку, нарушают работу насоса. Его крыльчатка, предназначенная для перекачки жидкости, не способна протолкнуть в систему газ - и циркуляция "Тосола" прекращается. Теперь картина перефева завершена: двигатель работать не может, так как его невозможно пустить, отвод тепла прекращен ("помпа" тоже бездействует) и... начинается тепловая деформация деталей, вплоть до заклинивания подвижных соединений, коробления головки блока цилиндров. Как повысить эффективность системы охлаждения, если двигатель не оборудован электровентилятором и не всегда возможно его установить? Об этом мы расскажем в одном из выпусков приложения "Своими силами". *Т ВОЙ АВТОГРАФ, ВЛАДЕЛЕЦ!Но предположим, что машину все-таки угнали, и она, не попав под полную разборку или замену стекол, "всплыла" на каком-нибудь авторынке. Дотошный покупатель, заметив маркировку, по идее должен тут же позвонить в "Литэкс", и тут-то все и откроется. Однако возникают некоторые "но". Все ли знают номер телефона диспетчера "Литэкс"? Кроме этой фирмы, есть и другие. Встречаются и лжемаркировщики, вообще не имеющие никакой базы данных. А что если исключить посредников и нанести на стекла идентификационный и (или) государственный номер машины? Или фамилию, телефон и адрес владельца. Опасаетесь? Если вы не подпольный миллионер Корейко, бояться нечего. Что нужно для самостоятельной маркировки стекол? Агрегат типа бормашинки. А если нету? Тогда воспользуйтесь специальным американским набором Auto Glass Patrol. Его-то мы и опробуем. Распечатываем аккуратную упаковку: шесть двухцветных листочков, пара наклеек, флакончик чего-то и инструкция. Между прочим, на незнакомом английском языке. Смотрим на картинки - в принципе все понятно. Опознанные в тексте "35-40 минут" подсказывают продолжительность процесса. Правда, здесь же указан и температурный интервал: 55-80° по Фаренгейту. Сколько это "в цельсиях", неизвестно, но догадываемся - явно теплее, чем зимой в России. Отапливаемого бокса нет, весны ждать недосуг,1. Очищаем и обезжириваем стекло. 2. Подписываем двухслойный лист. 3. Отделяем листок с надписью от основы... 4. и наклеиваем его снаружи на стекло. 5. Наносим кисточкой реагент на надпись. 6. Маркировка лучше заметна на темном фоне внутренней наклейки. 122 ЗА РУЛЕМ 2/97Многим автомобилистам хорошо знакома маркировка стекол "Литэкс". Выгравировали на стеклах любимой "девятки" какие-то цифры, занесли их в базу данных - и все. Как говорится, спи спокойно, дорогой товарищ.поэтому испытания проводим в условиях "суровой российской действительности". Оторвав один двухслойный лист, на синей его стороне обычной шариковой ручкой пишем номер машины. Ручка сдирает верхний слой и оставляет светлый след, так что можно было воспользоваться, например, и заточенной спичкой. Отделив синий листок от белой основы, наклеиваем его снаружи в углу стекла. Теперь кисточкой из флакончика аккуратно закрашиваем светлую надпись. Все, процесс пошел. Работа заняла от силы пятнадцать минут. Учитывая пониженную температуру, увеличим время экспозиции. Через час легко снимаем синий листок. Под ним - вытравленный на стекле номер машины, правда, выглядит он бледновато, наверное, в ы ­ держку надо было сделать еще больше. Смываем водой остатки препарата и, чтобы сделать надпись заметнее, изнутри приклеиваем красивую наклейку.На полную обработку всех стекол одного автомобиля уйдет около двух часов, включая часовую выдержку. Стоимость набора 63 тыс. рублей не показалась слишком большой платой за возможность спокойнее спать ночью. Устранить маркировку можно, сошлифовав слой стекла толщиной одна-две десятые миллиметра. Но даже если потом отполировать это место, лунка будет все же заметна. Так что, обнаружив подозрительные оптические эффекты в углах стекол стандартных местах маркировки - на присмотренном на рынке автомобиле, не особенно доверяйте объяснениям продавца: дескать, "метил" еще предыдущий владелец. Тратить силы на устранение даже "устаревшей" маркировки на "чистой" машине дело бессмысленное, она никому не мешает. Кроме угонщика. Юрий НЕЧЕТОВщ