148
149
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БИОКАТАЛИЗАТОРЭкономия пахнет нафталиномПроблема качества топлива имеет международный характер. Вот и американская фирма раскручивает свой препарат BPI (Bio Petro Improver). Как с его помощью сэкономить, выясняют эксперты Михаил  Колодочкин и Александр Шабанов.Надпись на баночке – что надо: «Экономим до 30% топлива». Или даже до 40%, если дизель. Запах дивный – натуральный нафталин. Но  это не  средство от моли, а  «катализатор органического происхождения… способный влиять на молекулярные свойства органических жидких топлив путем изменения их структуры и  высвобождения содержащейся в  них полной энергии». Вот так, и не иначе. Цена банки – 2600 руб., ее должно хватить на обработку 1200 л горючего. Испытаем? На  выбор у  нас две баночки. Внешне похожи, но в  одной продолговатые таблетки зеленоватого цвета, а  во  второй такого  же цвета порошок. Предлагается использовать на  30  галлонов (113  л) бензина либо три таблетки, либо три чайные ложки порошка. Причем на первые 15 галлонов – две таблетки или чайные ложки, на следующие – дозу уменьшить вдвое. Конечно, точность дозировки в чайных ложках вызывает невольную улыбку, ну да ладно… Таблетки попробуем на впрысковом двигателе, а порошок – на карбюраторном. Для обеспечения точности эксперимента взяли чистую чайную ложку и не менее чистый 92-й бензин – безо всяких октаноповышающих и моющих присадок. В канистрах подготовили нужное количество топлива – по 45 галлонов на каждую серию испытаний, для ровного счета по 180 л. Половину топлива зарядили двойной дозой препарата, другую половину – одинарной.ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТМЫТЬ, НАДО ИСПАЧКАТЬ! Судя по описанию, препарат  BPI должен мыть мотор: часть эффекта объясняется этим. А у нас в лаборатории они и  так чистые. Но  мы технологию «эталонного загрязнения» освоили давно. Пожертвовали еще 40 л бензина, заранее испортив его определенным количеством солярки и моторного масла. Выжигая такую бодягу в режимах малых нагрузок, получили замечательные отложения и на клапанах, и в камере сгорания, и в топливной системе. Предварительно на чистом бензине сняли базовые характеристики. Теперь пробуем бензин с  BPI. В  базовых режимах 30% снижения расхода топлива не  зафиксировали, но 7–8% было. Это на впрысковом моторе. На карбюратор148 За рулем 02/2009ном – чуть поменьше, но тоже неплохо: в среднем 5–6%. А  вот с  экологией все не  так однозначно. Остаточные углеводороды и  там и  там упали на  15–20% по  сравнению с базой, а вот показатель СО даже подрос немного. Почему? Да все ясно: сравнивали-то с грязными моторами, а  там отложения в  дозирующих элементах системы пусть немного, но обедняют смесь. А после мытья смесь приходит к начальному уровню обогащения. Что до окиси углерода, то ее содержание зависит практически только от состава смеси, это аксиома! СО не растет, а восстанавливается. Кстати, об этом же свидетельствует и рост мощности двигателей. А  вот оксиды азота практически не поменялись – разница в пределах измерения. А если залить теперь чистый бензин? По сравнению с  «грязным» мотором эффект тоже проявился, правда, существенно меньший, чем от  BPI. Но то, что загрязнения добавили 3–4% к расходу и настолько же убавили мощность, несомненно. Вычтем эффекты, полученные на чистом бензине, из результатов, которые достигнуты на топливе с BPI, – вот реально то, что получится на двигателе, который любит «умываться по утрам и вечерам». Хоть путем потребления качественного топлива, хоть любым другим способом.ПАНАЦЕЯ Так, а  при чем тут нафталин? Bio Petro Improver  – это же круто и современно! И все-таки запах препарата ну очень на нафталиновый смахивает. А тут еще ветераны бубнят, что когда-то, в конце прошлого века, возили с собой таблетки нафталина – чтобы заправиться 76-м, если на заправке не найдется 92-го… И ведь помогало! А  что, попробуем! Подготовили еще один бак топлива, бухнули в  него ложку чистого технического нафталина и прогнали еще один цикл испытаний на карбюраторном моторе. Результаты сравнили  – эффект практически тот  же, что после применения  BPI! Причем если по  расходу топлива заморское средство дало на 1,5% экономии больше, то по СН нафталин отыграл свое. Правда, по окислам азота ухудшение работы мотора на  бензине с  нафталином было заметнее. Кроме того, передозировка нафталина, как говорят,  может вы- звать  проблемы при длительном бездействии мотора: белый пахучий порошок способен кристаллизоваться в жиклерах и других местах топливной системы.«УЛЬТИМЕЙТ» ПРОТИВ BPI А если взять самое модное нынче топливо? Ведь не так давно мы провели экспертизу современных бензинов с моющими присадками (ЗР, 2008, № 6). Работая по аналогичной программе, получили тогда на двух топливах – «BP-Ультимейт» и  «ЛУКОЙЛ-Экто»  – практически такой же результат! Иначе и быть не могло: современные бензины класса Евро III и выше содержат эффективные моющие присадки. И стоят они ненамного дороже, чем обычные. А потому, имея возможность заправиться хорошим топливом, от применения снадобий и нафталина можно смело отказаться. Однако  вдали от  фирменных заправок с  «Экто» и «Ультимейтом», очищающими топливную систему, подобные средства могут быть полезными. Что конкретно изменяется и как – указано в таблицах. Возможно, в ряде случаев это оправдает немалую цену препарата. И сбережет нейроны водителя, гибнущие во множестве, когда загорается лампочка Check Engine.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НА ВПРЫСКОВОМ МОТОРЕ   Усредненные эффекты (относительно базы, измеренной на двигателе в исходном состоянии, после загрязнения), %  Расход топлива Индикаторный кпд МощностьПо окончании цикла испытаний на бензине с препаратом BPI По окончании цикла испытаний на бензине с техническим нафталином На чистом бензине после длительной работы на бензине с препаратом BPI6,51–7,457,2510,32 –18,980,528,18–6,055,762,31 –18,85 10,684,44–3,603,964,51–8,142,37РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НА КАРБЮРАТОРНОМ МОТОРЕ   Усредненные эффекты (относительно базы, измеренной на двигателе в исходом состоянии, после загрязнения), % Расход топлива Индикаторный кпд МощностьПо окончании цикла испытаний на бензине с препаратом BPI По окончании цикла испытаний на бензине с техническим нафталином На чистом бензине после длительной работы на бензине с препаратом BPI1,89–5,146,040,19–9,000,072,05–5,085,89–1,36 –13,346,570,51–2,843,760,68–4,330,67Примечание. Зеленым цветом выделены положительные эффекты, красным – отрицательные, синим – не превышающие погрешности измерения.NОxСНСОNOxСНСОНа правах рекламы