218
219
СПОРТWRCСебастьен Лоэб: «Велосипед опаснее гоночного автомобиля!»В Уэльс на последний этап WRC минувшего сезона француз Себастьен Лоэб приехал уже в ранге победителя. Но это не отразилось на накале борьбы – решалась судьба командного титула. В результате он достался «Ситроену». С чемпионом мира в личном и командном зачетах беседовал наш корреспондент Владимир Соловьев. Фото автора и Red Bull.– Вы следите за  своими рекордами? Здесь, в  Уэльсе, одержана одиннадцатая победа за  сезон. Раньше такого не удавалось никому… – Я совру, сказав, что мне это неинтересно. Впрочем, по  поводу одиннадцатой победы не  особенно волновался. В  конце концов, если бы ее не  удалось одержать, рекорд все равно остался  бы у меня. Тут важнее, что я ни разу до этого не выигрывал в Уэльсе. – Таких гонок, где бы не побеждал Себастьен Лоэб, в чемпионате мира осталось совсем немного. Выиграть в Финляндии в  этом году было, наверное, еще приятнее? – Да, там все время побеждали только финны. Но  не  скажу, что для меня это оказалась какая-то особенная гонка. Знал, что могу там выиграть, поэтому важнее было опередить Микко Хирвонена. Мы боролись за  титул, и любая победа была ценна. – Как вы относитесь к  грядущим изменениям регламента в  WRC? С 2010 года вступят в силу требования Super 2000… – Я все-таки надеюсь, что это будет не  Super  2000. Многие просто не  захотят гоняться на  таких машинах. Они очень медленные и  для чемпионата мира, по-моему, не  подходят. Думаю, нужно искать компромисс. Если же чиновники от автоспорта ничего не  станут делать и  введут класс S2000 в неизменном виде, я уйду из ралли. – FIA тоже можно понять – все делается для снижения затрат…218 За рулем 02/2009– Понимаю, но нужно более взвешенно подходить к  решению подобных вопросов. Например, в  этом сезоне нас лишили права менять тип покрышек в  ходе уикенда. Зачем это сделали? Здесь, в  Уэльсе, на  некоторых спецучастках был лед, шипованные шины лучше подходили для таких условий, но нет, менять резину запрещено! В итоге мы видели аварию Криса Аткинсона. Мне кажется, восстанавливать разбитые машины и лечить людей, получивших сотрясение мозга и  переломы, куда дороже, чем потратиться на  дополнительный комплект покрышек.– В следующем году в чемпионате мира останется лишь дюжина гонок. Как оцениваете нововведение? – Не имею ничего против сокращения числа этапов. В конце концов, будет больше выходных. Однако  как выбирали гонки, которые останутся в календаре, – загадка. Странно, но организаторы исключили из  расписания все мои любимые гонки. Мы не стартуем ни в Монако, ни в  Германии, вместо этого поедем в  Польшу, куда-то еще… Почему? У чемпионата мира должны быть традиционные этапы, как в  Новой Зеландии или Монте-Карло. Это же визитная карточка WRC! ДАНИЕЛЬ ЭЛЕНА, штурман чемпиона мира– Через два года один из этапов, возможно, пройдет в России… – Вот это хорошо! Для всех производителей важен российский рынок, и  командам будет интересно выступать в  вашей стране. Главное, чтобы этап проходил летом. Помню, зимой на «Гонке звезд «За  рулем» было очень холодно! – Говорят, WRC сейчас в  кризисе: заводских команд не так много, как раньше, а частные пока не могут надеяться на успех… – Да, наверное, кризис есть. Очень важно, чтобы организаторы делали правильные шаги для привлечения новых команд. В этом сезоне дебютировала «Сузуки», но не могла бороться с нами. Значит, надо что-то придумать, чтобы уравнять шансы команд. «Ситроен» вовсе не  хочет выигрывать все подряд. Нужны соперники, и чем больше и сильнее, тем лучше. – В последнее время много пишут о ваших тестах в  формуле  1. Нет  ли желания перебраться в королевские гонки? – Не знаю. При должной тестовой программе это, наверное, возможно. Скажем, если год потратить на подготовку, то почему бы и нет? Другое дело, что для формулы  1 я уже староват. Взгляните хотя бы на Себастьяна Феттеля – он на десять лет младше меня, а уже выиграл один Гран-при.– Между тем инженеры команды Red Bull, в  составе которой вы тестировались, были поражены, как быстро Лоэб освоился в автомобиле Ф1… – Да, мне тоже показалось, что получилось неплохо. Хотя поначалу было сложно работать с электроникой. На руле формулы 1 очень много кнопок, но к концу дня як ним привык и не допустил ни одной ошибки. – Не планируете еще раз стартовать в «24 часах Ле-Мана»? – Ле-Ман мне тоже очень интересен. Я  выступал там в  составе команды «Пескароло», но  частной конюшне сложно бороться с «Ауди». Мне кажется, в  Ле-Мане сейчас невозможно выиграть на бензиновом прототипе. Наверное, организаторам стоит предусмотреть какиенибудь ограничения для автомобилей с дизелями. – Пятикратного чемпиона мира еще может что-то испугать на трассе? – На  трассе? Сейчас, наверное, уже нет. Я  знаю, что делаю, доверяю себе и штурману. Так что пугают меня совсем другие вещи. – Что же может быть опаснее гоночного автомобиля? – Велосипед! В ралли ни разу не получал серьезных травм, а как сел на велосипед – сломал плечо. Теперь близко к велосипедам не подхожу…  – Поделитесь впечатлениями об этапе в Уэльсе? – Гонка выдалась очень сложная. Смотрите, какая погода. Условия на  трассе отвратительные, скользко, грязно. А  мы должны ехать на  шоссейной резине. Это просто небезопасно. Вы слышали, что гонщики даже хотели устроить забастовку? – Но, тем не менее, экипаж Лоэб – Элена снова первый. С  вами Себастьен всегда выигрывает. В чем секрет? – Просто я очень много делаю. Скоростную стенограмму читаю, а  еще все время подсказываю пилоту, что да как. Ему, по  сути, остается сущий пустяк – правильно рулить. – А как вы относитесь к экспериментам Лоэба на трассе формулы 1? Что будете делать, если он уйдет из WRC? – По крайней мере в следующем сезоне Себастьен этого не  сделает. А  когда придет мое время повесить шлем на  гвоздь, буду больше рыбачить, отдыхать. Уделю время бизнесу, ведь у меня есть собственная фирма.За рулем 02/2009 219